Дом, который построили мы. Глава 28
АНВАР ШАМУЗАФАРОВ: «НЕОБХОДИМО ВОССТАНОВИТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ МИНСТРОЯ РОССИИ НА НОВОМ УРОВНЕ»
Анвар Шамузафаров возглавлял Госстрой России с июня 1999 года по октябрь 2002 года, когда страна только-только начала оправляться от дефолта, а экономика училась опираться на собственные силы. В разное время он курировал функционирование и развитие проектно-строительного и жилищно-коммунального комплексов России, обеспечил разработку более 300 законов, указов президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств и ведомств. Его ключевой задачей стало участие в реализации Программы обеспечения жильем российских военнослужащих. Нынешний президент НОПРИЗ и вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров делится своими воспоминаниями:
– Важнейшими задачами Госстроя (Минстроя, Минземстроя) России было осуществление в интересах населения, экономики и государства позитивных изменений для преодоления системных недостатков, тормозящих развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства и создающих проблемы для населения и общества. В результате осуществленных изменений к настоящему времени в строительной отрасли страны в частной собственности находится более 99% предприятий и организаций и значительное количество предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Большими проблемами для экономики страны являлось наличие существовавших в советское время ограничений на проявление инициативы со стороны населения по решению собственных жилищных проблем. В СССР жилищную проблему можно было решить только путем постановки на учет по улучшению жилищных условий за счет бесплатного получения жилья или его приобретения в домах жилищных или жилищно-строительных кооперативов. Средние сроки нахождения в таких очередях на улучшение жилищных условий составляли десять и более лет. Другие способы улучшения жилищных условий вне очереди, особенно на платной основе, жестко карались законодательством страны. Численность очередников на получение бесплатного жилья из года в год росла и на начало изменений составляла более 9,6 млн семей.
В декабре 1992 года Минстроем России было организовано внесение поправок в Конституцию РСФСР и на основе этого принятие двух законов – о федеральной жилищной политике и бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья, нормы которого по решению президента Российской Федерации действуют бессрочно.
Для социально незащищенных слоев населения были введены действующие сегодня системы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также субсидий на строительство и приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов (ГЖС), предоставляемых Минстроем России категориям лиц, установленным законодательством. Кроме того, для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохранена очередность на получение жилья, которая в настоящее время сократилась примерно в четыре раза, до размера около 2,4 млн семей.
В августе 1996 года Правительством Российской Федерации было создано под моим руководством Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое в настоящее время называется ДОМ.РФ.
Изменения, которые были предусмотрены этими и другими более чем 300 нормативными правовыми актами федерального уровня, обеспечили формирование рынка существующего жилья, развитие жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства в направлении безубыточного режима работы и внедрения самофинансирования и самоокупаемости в этих секторах экономики.
Несмотря на стагнацию доходов населения, пандемию ковида, действие международных санкций, во многом благодаря внедренным механизмам самоокупаемости и самофинансирования жилищного строительства и оплаты услуг ЖКХ, а также развитию ипотечного жилищного кредитования в последние годы происходит взрывной рост жилищного строительства. Ведь население ежегодно оплачивает на 96-98% приобретение или строительство всего вводимого жилья, на 92-94% – предоставляемые услуги ЖКХ. При этом субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг оформляют не более 6-8% населения страны.
В результате если до начала перечисленных изменений частный жилищный фонд (жилищный фонд в личной собственности граждан) составлял чуть более 27%, то в настоящее время частный жилищный фонд, находящийся в основном в собственности граждан, превышает 93% от всего жилищного фонда страны. По этому процентному соотношению количества жилья, находящегося в частной собственности граждан, Россия занимает одно из первых мест в мире, что вызывает раздражение, протест и попытки противодействия у оплачиваемых Западом экспертов.
Госстрой (Минстрой, Минземстрой) России являлся госзаказчиком работ по восстановлению послевоенной экономики Чеченской Республики, по подготовке и строительству целого ряда объектов федерального значения для подготовки к 300-летию Санкт-Петербурга, 1000-летию Казани, по восстановлению после стихийных бедствий районов Республики Саха (Якутия), Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Адыгея, Ставропольского края, Краснодарского края, Сахалина, Камчатки и других регионов страны. Госстрой России являлся госзаказчиком строительства филиала и основного здания Большого театра в Москве, филиала и основного здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге.
Госстрой России был госзаказчиком (под гарантии Правительства РФ) реализации инфраструктурных кредитов Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка) и Европейского банка реконструкции и развития суммарно в размере около 1,3 млрд долларов США, которые на возвратной основе были использованы в Москве, Санкт-Петербурге, городах Московской, Ленинградской, Новгородской, Тверской, Нижегородской областей, Татарстане, Башкортостане, Якутии, Краснодарском, Красноярском, Алтайском краях и других регионов страны.
Следует отметить, что в предшествующие годы Госстрой (Минстрой, Минземстрой) России мог, не нарушая норм законодательства, обеспечить выполнение заданий президента России и Правительства РФ для преодоления последствий военных действий или стихийных бедствий в регионах страны, осуществление в течение трех-четырех месяцев экстренных работ по обследованию силами организаций системы технической инвентаризации разрушенных зданий и сооружений, ремонту, реконструкции, восстановлению и новому строительству зданий и сооружений в городской и сельской местности.
Законодательство Российской Федерации того времени позволяло Госстрою (Минстрою, Минземстрою) РФ в зависимости от конкретных ситуаций самостоятельно устанавливать особый порядок осуществления разработки, экспертизы, согласования, утверждения результатов инженерных изысканий и проектно-сметной документации, надзора и контроля за оценкой соответствия предлагаемых в проекте решений, а также сдачи в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Изменения, которые были внесены в систему законодательства в последние 20 лет, передали на уровень Правительства Российской Федерации или министерств и ведомств экономического профиля вопросы, которые должны решаться на сугубо техническом профессиональном уровне. Таким образом были созданы дополнительные административные барьеры, которые наносят ущерб экономике страны, растягивая сроки реализации инвестиционных строительных проектов, резко снижают безопасность объектов капитального строительства за счет снятия ответственности с профессионалов отрасли строительства и ЖКХ и передачи размытой ответственности на неограниченно широкий круг чиновников Правительства РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных властей, а также созданных ими учреждений. Эти перекосы в нормах законодательства, наносящие ущерб населению, строительной отрасли, ЖКХ и стране, должны быть исправлены путем восстановления профессиональных полномочий Минстроя России на новом уровне, в том числе с учетом положений Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.