Дом, который построили мы. Глава 32
ВЛАДИМИР ЯКУШЕВ: «СТРОЙКОМПЛЕКС РОССИИ – ВАЖНЕЙШИЙ ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»
Владимир Якушев назначен на должность федерального министра строительства и ЖКХ 18 мая 2018 года указом президента России. До этого с 2005 года он занимал пост губернатора Тюменской области. За время работы Владимира Якушева в регионе выросли темпы строительства, нефтедобычи, была усовершенствована инфраструктура. Город Тюмень – областная столица – был признан самым благоустроенным городом страны. Из главных задач, которую Владимир Якушев решал на посту главы Минстроя РФ, стала разработка и начало реализации национального проекта «Жилье и городская среда» и реформа в области долевого строительства. В ноябре 2020 года Владимир Якушев был назначен полномочным представителем президента России в Уральском федеральном округе (УрФО).
— Еще до назначения министром под вашим руководством в Тюменской области удалось серьезно нарастить темпы жилищного строительства. Насколько этот опыт помог на посту министра?
– Считаю, что опыт работы на региональном уровне – большое подспорье для любого служащего федерального уровня. Как губернатор я возглавлял комиссию Госсовета, и, конечно, те наработки очень пригодились на посту министра строительства.
Хорошим подспорьем стали выстроенные контакты с другими главами регионов – на такой должности очень важно слышать регионы и прислушиваться к их мнению. Тюменский опыт, безусловно, помогал понимать «боли» региональных властей, была ясность направлений оптимизации и донастройки строительного цикла. Тюменская область – сильный и во многих практиках передовой регион. К сожалению, в большинстве регионов сохранялась проблематика, которая в ряде передовых субъектов была уже решена.
– Когда вы возглавляли строительный комплекс страны, был принят один из ключевых документов развития отрасли – национальный проект «Жилье и городская среда». Вспомните, как начиналась реализация этого документа? Какие планы удалось реализовать?
– Действительно, разработка и начало реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» по времени как раз совпали с моим вступлением в должность федерального министра. Это был очень яркий период работы. Что касается разработки национального проекта, то запомнились моменты установления целевых показателей – много времени и сил уходило на то, чтобы зафиксировать распределение этих значений по регионам нашей страны.
Одним из важнейших вопросов тогда стало финансовое обеспечение национального проекта. Нужно было найти баланс между финансированием федеральных проектов, которые входят в состав нацпроекта.
Были вопросы, которые изначально в нацпроект не вошли. Так, например, предлагалось субсидировать ипотеку, расселять аварийное жилье, признанное таковым после 2017 года, выделять средства на займы регионам для инфраструктурного развития и модернизации ЖКХ, запустить инфраструктурные облигации для строительства жилья… Сейчас я с удовлетворением отмечаю, что все эти решения в итоге приняли, и та большая предварительная работа, которую мы сделали, была не зря. А временами, признаюсь, приходилось работать в прямом смысле круглосуточно.
Говорить о реализации всех планов пока рано: изначально нацпроект был рассчитан до 2024 года, сейчас его реализацию продлили до 2030 года. Но уже можно констатировать успехи в расселении аварийного жилья, в формировании комфортной городской среды, в переходе на проектное финансирование. Напомню, что эта задача решалась в том числе и в рамках национального проекта.
Ускоренное достижение целевых показателей обусловлено тесным взаимодействием органов государственной власти, местного самоуправления, институтов развития и строительных организаций.
– Как вы оцениваете эффективность нацпроекта «Жилье и городская среда»?
– «Жилье и городская среда» – это один из самых востребованных людьми национальных проектов. Он направлен на улучшение качества жизни, на то, чтобы преобразить облик городов, повысить надежность функционирования коммунального комплекса. Основную оценку мы получим от людей, которые будут пользоваться новыми благоустроенными общественными и дворовыми территориями, дорогами, школами, детскими садами и другими объектами.
Благодаря нацпроекту мы получаем мультипликативный эффект в экономике, создаем новые рабочие места. Реализация нацпроекта не случайно продлена до 2030 года, ведь нацпроект решает вопросы, которые требуют пристального внимания в долгой перспективе.
Серьезным подспорьем в решении задач нацпроекта стали механизмы инфраструктурного меню: инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, выделение средств ФНБ на модернизацию ЖКХ, новые инвестиционные проекты за счет реструктуризации задолженности регионов перед федеральным бюджетом. Нельзя забывать и про льготные ипотечные программы. Я по-хорошему завидую нынешним главам регионов, потому что у них есть такие эффективные инструменты для развития городской среды.
Что касается промежуточных результатов нацпроекта, то по Уральскому федеральному округу они следующие. Объемы жилищного строительства растут. Если по итогам 2018 года в округе было введено почти 6 млн квадратных метров жилья, то в 2021 году уже 7,7 млн, а по итогам 2022 года – 8,5 млн квадратных метров жилья.
Этот результат достигнут в том числе благодаря программе «Стимул». Из 54 объектов программы половина уже введена в эксплуатацию – это школы, детские сады, автодороги, объекты инженерного обеспечения новых микрорайонов.
За счет федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» с 1 января 2019 года в УрФО благоустроены тысячи общественных и дворовых территорий.
В регионах УрФО реализован 31 проект-победитель Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, еще 16 – в работе. Напомню, что проекты, которые направляются на конкурс, проходят предварительные общественные обсуждения с местными жителями.
– При вашем участии в стране началась реформа в области долевого строительства. Как вы считаете, доказало ли свою эффективность проектное финансирование как мера борьбы с проблемой обманутых дольщиков?
– Да, проектное финансирование строительства жилья стало одним из эффективных инструментов в сфере жилищного строительства, способствующих решению застарелой проблемы обманутых дольщиков.
Например, в УрФО доля домов, строящихся с использованием счетов эскроу, составляет 97%. Это существенно сократило риски появления обманутых дольщиков и позволило сосредоточиться на восстановлении прав людей, которые пострадали от неправомерных действий (бездействия) застройщиков. Как результат, количество недостроев, включенных в Единый реестр проблемных объектов (ЕРПО), с начала 2022 года сократилось более чем в три раза. Только за 2022 год в регионах Уральского федерального округа восстановлены права 2 тысяч дольщиков.
Кроме того, сами застройщики очень положительно оценивают итоги этой реформы. Для них поиск финансирования под новые проекты стал проще. При этом стоимость такого финансирования оказалась вполне приемлемой, за исключением периодов резкого повышения ставки рефинансирования ЦБ.
– Одним из самых сложных испытаний на посту министра строительства и ЖКХ страны наверняка стал период пандемии коронавируса. Как отечественный стройкомплекс пережил основной удар пандемии? С какими еще сложностями пришлось столкнуться в период 2018-2020 годов? Как удалось с ними справиться?
– Период новой коронавирусной инфекции, с одной стороны, поставил перед стройкомплексом и сферой ЖКХ вопросы, связанные с необходимостью соблюдения санитарных требований. С другой стороны, дал толчок к развитию цифровых технологий как для покупателей, которые сосредоточились на сервисах, предназначенных для удаленной покупки недвижимости, так и для застройщиков, производителей строительных материалов и других участников рынка жилья.
Считаю, что те решения, которые были приняты в период коронавирусной инфекции, не просто поддержали строительную отрасль, но и дали толчок к ее развитию. Напомню, в тот период был принят правительственный план по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ковида, а в рамках плана такие решения, как субсидирование ставки по кредитам застройщикам в рамках проектного финансирования, мораторий на включение многоквартирных домов в ЕРПО. Приняты важные решения по запуску программ льготной ипотеки.
Стройка в УрФО, да и в целом по стране, из-за коронавируса не остановилась. Напротив, решение появившихся нетривиальных задач укрепило отрасль. Суммарно за 2020-2021 годы в округе введено 14,6 млн квадратных метров жилья.
Среди сложностей периода 2018-2020 годов отмечу переход на проектное финансирование отрасли, о котором мы говорили выше, а также вопросы системы стандартизации в строительстве, сложно решаемый вопрос обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот. Большим вызовом стал сильнейший паводок, накрывший город Тулун Иркутской области. Преодоление последствий потребовало много сил, внимания и управленческого мастерства, ведь в восстановлении инфраструктуры, в том числе жилья, участвовало очень много заинтересованных ведомств всех уровней власти.
– Еще один перспективный проект – запуск программы всероссийской реновации, которая доказала свою эффективность в столице. Сегодня в регионах реализуется механизм комплексного развития территорий (КРТ). Как вы оцениваете его эффективность?
– В федеральном законодательстве обновленный инструмент комплексного развития территорий закреплен в декабре 2020 года. Механизм КРТ активно применяется и на деле показывает свою эффективность: позволяет не просто строить жилье, а расселять аварийный и ветхий жилищный фонд, комплексно благоустраивать территории, давать новую жизнь ранее не используемым земельным участкам, улучшать облик городов.
В УрФО за счет проектов КРТ планируется расселить 140 тыс. квадратных метров аварийного жилья, а построить 8,8 млн кв. метров.
– В свое время вы говорили, что в жизни вам помогает такое понятие, как «энергия стройки». Как проявляет себя этот источник энергии? Помогал ли он вам на посту федерального министра? И проявляет ли себя сегодня?
– Энергия стройки – это энергия движения вперед. Стимул для развития, обновления и свежих идей. Строительную отрасль по праву называют локомотивом экономики. И в условиях сначала пандемии, а потом санкций это особенно заметно.
Продолжив строительные проекты, мы увидели, что энергия стройки оказалась заразительной. Смежные отрасли воодушевились, почувствовали уверенность в своих силах. В итоге экономика выстояла. Для меня это стало подтверждением того, что вектор движения выбран верно. Поверьте, это очень мощная мотивация для дальнейшей работы.
Когда я занимал пост федерального министра, вызовы были другие, но ощущения схожие. Я видел, как благодаря стройке меняются города и люди, как перестраивается экономика регионов. И это вдохновляло на новые, более смелые и уверенные шаги.
– Будучи во главе УрФО, видите ли вы схожие проблемы стройкомплекса Уральского макрорегиона? Чем они отличаются от общероссийских?
– И в Российской Федерации, и в УрФО можно выделить схожие проблемы стройкомплекса, объективная оценка которых дает не просто решение, а потенциал роста.
Среди таких вызовов в последнее время мы отмечали уход с рынка ряда материалов и оборудования иностранного производства, удорожание стройматериалов. Это, безусловно, проблема обновления ветхого жилого фонда в экономически депрессивных территориях. Сложности обеспечения всей необходимой социальной, коммунальной, транспортной инфраструктурой новых микрорайонов либо так называемых коттеджных поселков.
Особенности федерального округа связаны прежде всего с его географическими и климатическими условиями. Округ достаточно протяженный с севера на юг, доля городских жителей составляет 82% – это больше, чем в среднем по России. Эти и ряд других особенностей округа обуславливают характерные для округа черты строительного комплекса. Например, на Ямале и в Югре на сроки и стоимость строительства жилья существенно влияют суровый северный климат, вечная мерзлота, труднодоступность населенных пунктов.
– Каков сегодня строительный потенциал уральского стройкомплекса? В чем его точки роста?
– Сейчас градостроительный потенциал УрФО составляет больше 40 млн квадратных метров жилья. Разрешения на строительство действуют на 13,6 млн квадратных метров жилья.
При этом потенциал стройкомплекса не столько связан с возможными к строительству квадратными метрами, сколько с предпринимательской деятельностью и профессионализмом застройщиков, способных на практике реализовать этот потенциал, сформировать новый облик городов.
Среди точек роста отметил бы дальнейшее наращивание качества строящегося жилья, а также более активное использование инструмента КРТ.
– Что, на ваш взгляд, ожидает стройкомплекс России в ближайшие годы?
– Считаю, что стройкомплекс России останется одним из важнейших драйверов развития экономики. Все мы знаем, что стройка – один из самых мощных мультипликаторов среди всех отраслей народного хозяйства.
Думаю, что 2023-2024 годы будут для строителей непростыми, но определяющими. От того, насколько успешно они смогут решить вопросы стоимости строительства, импортозамещения материалов и оборудования, оптимизации и цифровизации инвестиционно-строительного цикла, будет зависеть темп развития отрасли, да и в целом нашей страны.
Думаю, что будет продолжена работа по наращиванию градостроительного потенциала и его реализации, в том числе за счет упрощения процедур и перевода их в цифру, сокращения инвестиционно-строительного цикла, подготовки квалифицированных кадров, импортозамещения, стимулирования платежеспособного покупательского спроса.
Эта работа, кстати, предусмотрена в утвержденной Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Уверен, сообща мы добьемся поставленных целей.