Дом, который построили мы. Глава 33
ИРЕК ФАЙЗУЛЛИН: «МЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СТРОИМ И МЕНЯЕМ ГОРОДА ДЛЯ БУДУЩЕГО ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Ирек Файзуллин – один из немногих глав строительного комплекса России, который вышел непосредственно из профильной сферы. В 1985 году он окончил Казанский инженерно-строительный институт по специальности «промышленное и гражданское строительство», и с тех пор вся его жизнь связана с любимой отраслью. На протяжении десяти лет, с 2010-го по 2020 год, он возглавлял Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан. В 2020 году назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. А 10 ноября 2020 года указом президента Российской Федерации Ирек Файзуллин назначен на должность главы Минстроя России. С его именем сегодня связывают выполнение задачи президента РФ на ускоренное развитие стройкомплекса в ближайшие годы.
Ремесло строителя-«каменосечца» на Руси – одно из самых уважаемых во все времена. Еще более почитаема была должность главы артели каменосечцев. Он брал подряд на строительство и давал клятву-«роту» от имени всей артели на добросовестное выполнение заказа. С него и спрос: он «честью и казной» отвечал за своевременное возведение и качество выполненных работ.
Великие князья и цари всегда благосклонно относились к мастерам. От них зависела устойчивость всего государства, его экономическая и военная мощь. К примеру, император Петр Великий благоволил строителям. Он запретил каменное строительство по всей стране (кроме Тобольского кремля), собирал каменосечцев для украшения любимого «Санкт-Питербурха» и вроде бы даже грозил дубиной приближенным: «Ежели кто впредь будет чинить помеху строительному делу, вешать того без рассмотрения персоны».
И росла Россия, крепла, мужала – именно благодаря искусству строителей и мастерству их артельщиков. Вплоть до первых лиц отрасли.
– Минстрой – одно из самых молодых ведомств России. При этом на него возложена огромная ответственность локомотива по выведению российской экономики из кризиса. Каким образом удается решать масштабные задачи и достигать рекордных показателей, в том числе в жилищном строительстве?
– Несмотря на то, что министерство достаточно молодое, оно постоянно принимает на себя новые функции, и до последнего времени их количество только увеличивается. Задачи, поставленные перед Минстроем России, охватывают широкий спектр. Это реализация проектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, развитие инфраструктуры. В последние годы появились новые полномочия по созданию обеспечивающей инфраструктуры в туризме и ведение федеральной адресной инвестиционной программы.
Кроме того, перед всем строительным комплексом страны стоит важная задача по восстановлению Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, за министерством закреплена функция социально-экономического развития этих регионов, а также Крыма и Севастополя.
Особый вклад в реализацию новых функций Минстроя России вносится благодаря активному сотрудничеству с Правительством РФ, Государственной Думой, Советом Федерации, общественными объединениями, отраслевым сообществом и, конечно же, регионами.
Одним из вопросов эффективности является и изменение условий работы строительного комплекса, одновременно реализуется огромное количество проектов, и нет возможности тратить большое количество времени на принятие решений, поэтому особенно важно максимально оперативно отрабатывать различные сценарии и принимать взвешенные решения.
Для сохранения набранных темпов жилищного строительства регионы ведут активную работу по вовлечению в оборот земельных участков и наращиванию градостроительного потенциала.
Знаковым событием стало принятие Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Активно ведется работа над ее реализацией.
Согласно опросам, около 70% россиян хотят жить в своем доме, поэтому в приоритете Минстроя России – сделать индивидуальное жилье более доступным, а процесс его строительства максимально простым. Для решения этой задачи условия всех льготных ипотечных программ удалось распространить и на ИЖС. Кроме того, для граждан создан клиентский портал «Цифровое строительство», который помогает на всех этапах реализации проекта ИЖС, а для нивелирования удорожания стройматериалов из резервного фонда Правительства РФ были выделены средства на компенсацию роста цен. Здесь важно отметить, что стройка сама по себе – достаточно инерционный процесс. За последние годы стройкомплекс и государство активно работали над мерами поддержки как граждан в вопросах улучшения жилищных условий, так и представителей отрасли – создавались условия для формирования задела, и это дает возможность вводить довольно большой объем жилья.
– Одной из часто встречающихся претензий со стороны строителей было большое количество согласований и административных барьеров в отрасли, что вело к непомерному удлинению сроков реализации проектов, их удорожанию и нерентабельности. Как Минстрой России решает вопросы в рамках механизма регуляторной гильотины?
– Если проходить весь инвестиционно-строительный процесс, как он расписан в бюрократических нормативах, то возведение объекта займет не менее пяти лет. Мы распечатали бумажный перечень необходимых справок, документов, нормативов, техусловий, согласований и прочего, и знаете, сколько метров занял этот список? Восемь! Мы даже назвали его «восемь метров бюрократии».
Очевидно, что эти метры не позволили бы нам обеспечить ввод к 2030 году 1 млрд квадратных метров жилья. Ведь чтобы строить много, надо строить технологично и быстро. А для этого нужно сокращать сроки строительно-инвестиционного цикла, снижать административные барьеры и процедуры, которые ведут к затягиванию сроков.
Стало понятно, что нужно уменьшать огромное количество процедур, реально мешающих процессу строительства. Есть необходимые процедуры, а есть – излишние. И вот эти излишние мы постепенно либо объединяем, либо вовсе убираем. Ощутимый результат в этом направлении уже есть, при этом мы ни в коей мере не снижаем уровень безопасности возводимых объектов. Сокращенные требования стали добровольными, но это не означает, что снижается уровень безопасности или страдает качество. За те требования, которые перешли из обязательных в добровольные, теперь отвечают специалисты, имеющие необходимые навыки и компетенции. В свою очередь повысилась ответственность главных инженера, архитектора и эксперта проекта.
Впрочем, работа над совершенствованием технического регулирования в строительстве продолжается.
– Насколько известная фраза «кадры решают все» характерна для строительной отрасли?
– Эта фраза характерна и для строительной отрасли. В современных условиях появилась потребность в ускоренной подготовке кадров вузами и колледжами Российской Федерации – выпускник должен быть готов включиться в деятельность организации с первых рабочих дней. Для этого сейчас ведется работа по усилению практической подготовки обучающегося, в том числе с участием ведущих компаний отрасли. Для организации такой работы созданы корпоративные кафедры Минстроя России в ведущих строительных вузах страны.
Вместе с профессиональным сообществом мы формируем Единую научно-исследовательскую систему профподготовки, переподготовки и повышения квалификации. Знаковым событием стало создание Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура», который объединил ресурсы представителей науки, отраслевых ассоциаций, бизнеса для научного, технологического и кадрового обеспечения строительной отрасли. В консорциум вошли ведущие вузы страны, научно-исследовательские институты, объединения работодателей, и он станет частью единой образовательной системы.
Проект Единой системы профессиональной подготовки – это новый подход к решению вопроса качества кадрового потенциала, который нацелен на повышение глобальной конкурентоспособности системы отраслевого образования и повышение престижа строительных профессий.
– Насколько решению кадрового вопроса могут помочь такие акции, как проведение Международного строительного чемпионата или создание Детского общественного совета при Минстрое России?
– Проведение Международного строительного чемпионата служит важной цели – популяризации и повышению престижа рабочих профессий. Строительство – почетный, созидательный труд, и участники чемпионата заслуживают самых теплых слов: те студенты, кто выбрал своей профессией строительство, и те бойцы строительных отрядов, которые проходят серьезнейшую школу своей жизни в движении студенческих строительных отрядов, и те, кто строит своими руками, своим сердцем нашу страну.
Подрастающее поколение должно стать нашими вдохновителями, контролерами и соавторами. Мы в первую очередь строим и меняем города для их будущего. Для того чтобы в диалоге с подрастающим поколением решать возникающие вопросы и больше понимать, что нужно современным детям, при Минстрое России создан Детский общественный совет.
В Совет был большой конкурс, в него вошли те дети, которые интересуются, как строится дом, как сделать так, чтобы территория была чистой и удобной. Юные строители озвучивают свои идеи по формированию комфортной среды, сохранению памятников архитектуры, внедрению цифровых технологий в строительстве, проведению капитального ремонта многоквартирных домов и многое другое. Для нас они определили важную задачу: мы должны увидеть и услышать, что нужно даже в самых отдаленных селах, городах и регионах. Разработать и реализовать такие проекты, которые позволят ребятам не просто жить комфортно, но еще интересно, с возможностью приложить свой талант в своем городе. Это, согласитесь, в корне переворачивает представление каждого человека о своей миссии. А миссия строителя – созидательная. Ребята должны чувствовать, что они нужны своей стране, и видеть, как их предложения и идеи меняют жизнь вокруг.