Дом, который построили мы.
Дом, который построили мы. Глава 6
ВОЙНА ХИЖИНАМ, МИР ДВОРЦАМ
Все стилевые требования сталинского ампира к возведению зданий в этот период в равной степени относились и к жилищному строительству. Хотя в этот сектор они пришли далеко не сразу. Первоначально требовалось в кратчайшие сроки обеспечить мало-мальски пригодной крышей над головой миллионы бывших крестьян, ставших рабочими первых пятилеток.
Оживление жилищного сегмента закономерно совпало с началом индустриализации и перетеканием масс рабочих в места строительства промышленных предприятий.
Если в 1926 году, до старта индустриализации, в строительный сектор было направлено 35 млн рублей, то в 1928 году — уже 1,933 млрд рублей, из которых 75,4 млн рублей только на возведение жилья. За годы первой пятилетки в строительство жилого фонда вложили уже 4 млрд рублей, на которые возвели 38,7 млн квадратных метров. В конце 20-х годов это были главным образом деревянные, каркасно-щитовые бараки и дома с легкими, твердыми заполнителями для рабочих первых предприятий индустриализации.
Вряд ли их создатели обольщались: из-за необходимости быстро создавать хоть какое-нибудь жилье качество этих зданий оставляло желать много лучшего. Как писал инженер Николай Руженцов в 1934 году в работе «О качестве жилстроительства», из-за небрежной отделки, непрофессиональной кладки печей и монтажа дверей, использования некачественного оборудования дома через 2-3 года требовали капремонта, а частенько даже перекладки фундамента.
К 1933 году в городском строительстве сооружение домов из кирпича возросло по сравнению с началом индустриализации с 17,9% до 69,4%, а количество домов из дерева уменьшилось с 65,7% до 21,5%. Правда, в их качестве особых изменений не произошло. Пока строителям было не до того: шла погоня за квадратными метрами. Темп индустриализации приводил к созданию первых градостроительных агломераций (Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Ленинск-Кузнецкий). В крупных городах строительство промышленных предприятий шло с такой интенсивностью, что потребовало пересмотра всей градостроительной политики, реконструкции и создания генеральных планов городов (Москва, Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Свердловск, Челябинск, Нижний Тагил, Харьков, Баку, Ереван и др.).
Скорость индустриализации привела к тому, что вопросы размещения промышленных предприятий, энергетических узлов, связанных с ними населенных пунктов, транспортных путей, инженерного освоения обширных территорий нуждались в специальной районной планировке, которой до этого просто некому было заниматься. В начале 30-х годов стране уже отчаянно требовалось наладить массовое строительство жилья с соблюдением необходимых современных санитарных норм. В планах второй пятилетки стояло «превращение сотен промышленных центров в благоустроенные города» со строительством там жилья на 64 млн квадратных метров, с озеленением, налаживанием объектов соцкультбыта.Жилой дом на Смоленской пл. в Москве. Башня. Общий вид. Архитектор Иван Жолтовский.
Заметим, колоссальные капиталовложения в промышленность и строительство велись на фоне Великой депрессии на Западе. Когда экономика там рушилась, в СССР она росла, как на дрожжах. С одной стороны, за счет эффекта низкой базы, с другой, за счет временного снятия угрозы мировой войны и высвобождения средств на реконструкцию промышленного сектора. С третьей, за счет появления большого количества дешевой рабочей силы, перебравшейся от коллективизации из деревни в города. А лихорадочная урбанизация требовала и строительства более качественного жилья, и развития коммунальной инфраструктуры.
«1930-е годы были временем бурного развития градостроительства в СССР, – говорится в официозном издании «История советской архитектуры (1917-1954 годы)». – Накопленный багаж теоретических идей широко внедрялся в практику, хотя архитекторов-специалистов в области планировки и застройки городов не хватало. Проектирование для различных природно-климатических районов строительства с разнообразной экономической ситуацией, промышленным потенциалом и демографией населения крайне нуждалось в обоснованных рекомендациях. Поэтому в крупных проектных организациях были созданы специальные подразделения, в задачу которых входили обобщение опыта повседневной работы и проведение исследований по частным вопросам градостроительства. Только после создания в 1933 году Академии архитектуры СССР стала возможным разработка проблемы создания города в целом как социального организма, среды обитания людей».
Для реализации этих планов Всесоюзный научно-исследовательский институт индустриализации жилищного строительства (ВНИИЖС) Наркомата тяжелой промышленности СССР занялся разработкой жилищных конструкций и типов зданий.
Были выделены три основных типа жилья, в зависимости от местности и условий проживания: 1 — городское капитальное жилье, крупноблочное, кирпичноблочное, из литого теплобетона, улучшенного типа 4-5 этажей с полным уличным и домовым благоустройством, водопроводом, канализацией и электроосвещением; 2 — поселковое строительство каркасно-рамочных 2-3-этажных домов с твердым утеплителем, упрощенным благоустройством и неполным санитарно-техническим оборудованием; 3 — облегченное строительство щитовых 1-2-этажных зданий, барачного типа, преимущественно сборнодеревянных при минимальном благоустройстве.
Первый секретарь Московского обкома партии Лазарь Каганович на июньском 1931 года пленуме ЦК ВКП (б) говорил: «Перед нами стоит боевая задача создать такую архитектуру города и отдельных сооружений, которая содействовала бы новым условиям периода социализма, новым требованиями культурно и политически выросших рабочих и трудящихся масс. Пролетариат хочет не только иметь дома, не только удобно в них жить, но также иметь дома красивые».
Власти наконец решили всерьез заняться качеством возводимого жилья.Жилой массив на улице Авиамоторной (так называемая Дангауэровка). 1929-1931 гг.
23 апреля 1934 года вышло постановление № 945 Совнаркома СССР «Об улучшении жилищного строительства». В нем определялся целый вектор, куда должна двигаться отрасль в ближайшие годы.
Правительство признавало, «что существующая практика жилищного строительства во многих случаях не соответствует росту культурного уровня и потребностей широких масс трудящихся. Наиболее существенными недостатками в этой области являются:
а) низкое качество и небрежное выполнение строительных и отделочных работ при постройке жилых домов: протекающие крыши, плохая штукатурка и окраска, щели в полах и т.д.;
б) низкие потолки и окна, узкие лестницы, теснота таких обслуживающих помещений, как кухни, коридоры и проч.;
в) отсутствие хозяйственных построек: погребов, сараев и др. подсобных помещений;
г) отсутствие внешнего благоустройства: тротуаров, зеленых насаждений и проч.Поселок им. С. Шаумяна (Арменикенд) Аpxитектор Aнатолий Самойлов. 1925-1932 гг. Общий вид, план.
В целях улучшения жилищного строительства Совет народных комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Установить, что в городах и рабочих поселках должны строиться капитальные дома в 4-5 этажей и выше с водопроводом и канализацией.
2. Установить, что в домах должны быть квартиры в 2, 3 и 4 комнаты, рассчитанные на различный размер семьи.
Для холостых и малосемейных устраивать квартиры с отдельными комнатами, рассчитанными на 1-2 человек.
3. Установить следующие основные строительные нормы, обязательные для всех проектирующих и строящих организаций при возведении домов:
а) толщина кирпичных стен – не менее 2 кирпичей;
б) высота жилых помещений – 3-3,2 метра (против существующих 2,8 метра);
в) ширина лестничных клеток – не менее 2,8 метра (против существующих 2,4 метра).
4. Устройство деревянных лестниц в многоэтажных домах воспретить; между этажами и отдельными квартирами обеспечить надлежащую звуконепроницаемость.Панорама Кутузовского проспекта в Москве. Слева — жилой дом. Архитекторы Албури Алхазов, Анатолий Мезьер. 1939 г. Справа – жилой дом. Архитектор 3иновий Розенфельд. 1949 г.
5. При проектировании домов предусматривать:
а) оборудование в квартирах внутренних устройств: уборных, ванн или душей, чуланов и проч.;
б) устройство хозяйственных помещений – прачечных, погребов, ледников, помещений для дров и др. с отводом для этого либо подвальных и полуподвальных этажей, либо специально построенных служб.
Предусматривать также устройство необходимых культурно-бытовых помещений – для яслей, для дневного пребывания детей дошкольного возраста и др.
6. В проектах жилых зданий предусматривать строительство торговых помещений в соответствии с постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР от 4 декабря 1933 года (СЗ СССР, 1933, № 71, ст. 428).
7. Установить, что при осуществлении жилищного строительства в первую очередь должны проводиться работы по водоснабжению, канализации, подводке электроэнергии, устройству дорог к застраиваемому участку и работы по замощению и освещению улиц. Устройство тротуаров и работы по озеленению участка заканчивать одновременно с окончанием здания…
11. Поручить Всесоюзному комитету по стандартизации при Совете труда и обороны в месячный срок пересмотреть существующие стандарты на двери и окна в сторону увеличения прочности, лучшей звукоизоляции, улучшения внешнего вида окон и дверей и большего разнообразия стандартов, а также установить стандарты на дверные и оконные приборы надлежащего качества.
12. Облегченное, малоэтажное, каркасное, щитовое и барачное строительство, осуществляемое на основе действующих норм, допускать в качестве временных жилищ только с разрешения советов народных комиссаров союзных республик или по их указанию с разрешения краевых и областных исполнительных комитетов».Высотный жилой дом на Котельнической набережной. 1938-1940,1948-1952 гг. Интерьер квартиры. Кухня, г. Москва. Архитекторы: Дмитрий Чечулин, Андрей Ростковский, инженер-конструктор Леонид Гохман.
После сворачивания экспериментов с разрушением семьи партийными идеологами основным типом жилья была определена индивидуальная квартира, над которой предстояло поработать архитекторам.
Подъезд необходимо было оборудовать сквозным проходом во двор, «жилая ячейка» – иметь сквозное проветривание, ванную, «продуктовые холодные шкафы», антресоли, вешалки. Для 2-3-этажных домов требовалось разработать два варианта отопления – печное и центральное (в пятиэтажках – только центральное). При этом вчерашние крестьяне, а ныне жители капитальных домов получали невиданный для себя бонус – люфт-клозеты (туалеты внутри помещений с выгребными ямами, расположенными за пределами фундаментов). Водопровод полагался только домам от 3 этажей, но для новых горожан вода из близлежащей водоразборной колонки являлась верхом цивилизации.
Активизация строительной отрасли стала возможной в том числе и благодаря налаживанию производства отечественных стройматериалов.
Для жилищного строительства разработали особые требования к фундаментам (капитальные из бута, удешевленного бетона и камня), кровле (этернит, шифер, черепица, толь, рубероид, дерево с водоизоляционным слоем с битумом), перегородкам (фибролит, шлакоалебастр, отходы досок), перекрытиям (укрупненные элементы с применением легких смазок и засыпок), косоурам, лестничным блокам, дверным перемычкам, окнам, несущим конструкциям (цемент).
Основные типы наружных стен также были разработаны с учетом климатических зон. Крупноблочный каркасный и бескаркасный тип с кладкой на теплом растворе, с использованием красного и силикатного кирпича для многоэтажных домов. Бескаркасный тип из теплобетонных камней на базе местного сырья для малоэтажного строительства.Жилая застройка Тракторной улицы в Санкт-Петербурге 1925-1927 гг.
Для отдаленных районов Крайнего Севера – деревянный каркасный тип с твердыми заполнителями, оштукатуренный с двух сторон. Либо землебитный, землеблочный и саманный там, где вообще нет возможности отыскать дерево.
В 1935 году по постановлению Совнаркома СССР при Наркомхозе РСФСР были созданы специальная организация по крупноблочному строительству республиканского подчинения «Росблокстрой» и трест индивидуального строительства при президиуме Ленсовета. В 1936 году из крупных блоков только в Москве было построено 15 школ и несколько жилых домов. На заводах крупноблочных конструкций начали изготавливать блоки из теплого бетона по рецептуре: портландцемент, котельный шлак, трепел-гидравлическая добавка, хлористый кальций и соляная кислота в виде катализатора.
Цементная промышленность в годы первых пятилеток получила новый импульс для развития. Были реконструированы старые заводы и построен ряд новых (Подгоренский, Каспский, Кувасайский и др.). Если в 1928 году производство цемента в СССР составило 1,85 млн тонн, что превысило уровень 1913 года, то в последний «пятилетний» 1932 год оно достигло уже 3,478 млн тонн, а в 1936 году – 5,87 млн тонн. Именно из отечественного цемента были построены гиганты энергетики ДнепроГЭС и Волховская ГЭС.
Успехи отрасли производства стройматериалов и выпуска более дешевых строительных компонентов обусловили экономическую базу для реализации «нового взгляда» и на архитектуру жилищного строительства.
В середине 20-х годов, в так называемый восстановительный период, во главу угла ставилось возведение дешевых зданий из суррогатных материалов, скромность проектов как этическая норма советской архитектуры. Сдержанность прослеживалась даже в знаковых строениях – Мавзолее В.И. Ленина, выставочных павильонах в Париже 1925 года.Жилой дом на ул. Горького в Москве. Архитектор Аркадий Мордвинов. 1937-1939 гг. Общий вид, план секции.
В первые годы индустриализации политика строгой экономии стройматериалов диктовалась необходимостью ускоренного строительства, полной мобилизации всех средств страны и концентрации экономических ресурсов в промышленном строительстве для создания «индустриального фундамента социализма». Отсюда апогей конструктивизма и формализма как преобладание геометрии над эстетикой. Как архитектурное откровение этого – дома-гиганты, дом на Берсеневской набережной в Москве, здания Дворца культуры ЗиСа, Всероссийского электротехнического института, Института минерального сырья, редакции газеты «Известия», «Экспортхлеба», общежития-коммуны Текстильного института и др.
Однако с завершением первой пятилетки и с началом Великой депрессии на Западе уверенность советского руководства в правильности выбранного курса только возросла. Считалось, что в стране уже завершены основные социальные преобразования и СССР вполне по силам на равных соревноваться с капиталистическими странами.
«Все это воспринималось как экономическая победа рабочего класса, которая, как считали тогда, требовала своего адекватного отражения и в архитектуре, – считает Селим Хан-Магомедов. – Вновь возрождается идея грандиозных дворцов – памятников Великого экономического поворота (Великого перелома). Проблема престижности становится одной из важных при создании архитектурного образа. Огромные размеры здания, монументальность его композиции, богатство отделки – все это включается в задачу отражения всенародного пафоса».
Интересная деталь: если проектированием промпредприятий в годы первой пятилетки занимались конструктивисты, то проектирование жилья было поручено их оппонентам – представителям классической архитектуры. Считалось, что именно они с помощью испытанных приемов старых зодчих могут показать всему миру силу и красоту нового общества и роль нового человека в нем.
Лидер архитекторов неоренессанса Иван Жолтовский утверждал: «Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего народа, его материальных и духовных запросов, проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкций и техники. Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке. Именно в этой человечности и заключается сила и красота лучших произведений советского градостроительства… Даже самые прекрасные сооружения мертвы, если они не связаны идеей единого города как живого, социального и архитектурного организма. Начиная думать об образе будущего сооружения, я стараюсь решить основной для себя как архитектора вопрос: вхожу ли я в город для того, чтобы разрушить его существующую архитектурную композицию, или я подчиняюсь ей? Есть ли уже в этом городе архитектурная гармония или я ее должен только создать? С течением времени я все глубже и острее чувствую, насколько велика и ответственна социальная роль архитектора. Ведь историю нашей эпохи смогут читать в будущем по ее архитектурным памятникам».Жилой дом на Моховой улице. 1933-1934 гг., г. Москва. Жилой дом на Моховой улице. Жолтовский Иван Владиславович. Главный фасад. Вид в ракурсе. Музей Академии архитектуры СССР.
Сверхзадачей идеологов так называемого сталинского ампира стало формирование у населения «оптимистического восприятия жизни» нового общества. Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Старший архитектор свердловской архитектурно-планировочной мастерской Николай Заплетин писал в журнале «Проект и стандарт» в 1934 году: «Развитие у нас производительных сил, сопровождающееся развитием науки и искусства, качественно меняет наше восприятие вещей, создает новую красоту, новые образы и эстетику. Перелом во вкусах и понимании архитектуры является следствием общественного развития… К сожалению, архитектура пока была у нас одной из отсталых отраслей. В этом отношении мы до последних лет находились в стадии комсомольской молодости и кое-где переживали пионерский возраст. Наш архитектор должен уметь находить творческие идеи наиболее характерные для нашей эпохи, уметь проследить и усвоить метод мастерства зодчих прошлого и все достижения строительного искусства своего времени. Для этого, несомненно, нужны огромные познания как современной техники, так и архитектурного наследства прошлых эпох в области архитектуры и живописи, скульптуры, политики производства».
Жилые и общественные здания теперь должны были строиться по-иному. Сочетая в себе помпезность, роскошь, величественность и монументальность. В декоре служебных учреждений обязательно должны были присутствовать парадные хрустальные люстры, скульптуры, мраморные лестницы, плафоны, вазы, лепнина. В декоре зданий обязательным условием стало наличие резных карнизов, идеологически выдержанных пятиконечных звезд, серпа и молота, лавровых венков, колосьев, обозначавших, что здесь обитают люди труда. Здания приобрели колонны с капителями дорического и коринфского ордеров, шпили, классические балконы.
Особенно это касалось Москвы как «витрины социализма», где трудящиеся должны были жить не в ветхих хижинах-бараках, а в настоящих «дворцах».
Начальник отдела проектирования Моссовета Владимир Дедюхин настаивал: «Надо принять все меры к тому, чтобы наши общественные сооружения и жилые дома на главных магистралях были прекрасной архитектуры и облицованы высококачественными материалами, они должны своей внешней архитектурой отражать внутреннее содержание и быть хорошо, добротно и недорого отделаны внутри. Особое внимание необходимо уделять наилучшей планировке жилых ячеек. Желание показать наше богатство очень часто приводит архитекторов при оформлении жилых зданий к навешиванию различных форм архитектуры, измельчанию этих форм и слащавости, что может быть истолковано и понято только как ненужная декоративная роскошь. Советская скромность и советская строгость как основные линии в творчестве наших архитекторов, нашедшие свое выражение в прекрасных архитектурных формах, должны отражать величие нашего строительства, правдивость и радостность нашей жизни. Это и есть социалистический реализм в архитектуре».Жилой дом на Новинском бульваре (ул. Чайковского) в Москве. Архитекторы Моисей Гинзбург, Игнатий Милинис.
В этой парадигме в столице был построен метрополитен, появились прекрасные здания-дворцы главного павильона ВДНХ, Центрального московского ипподрома, Театра Красной армии, арка парка имени Горького, арка главного входа ВСХВ, жилые дома на Моховой и на Большой Калужской улице (Ивана Жолтовского). Академик архитектуры Алексей Щусев так высказался об этих творениях мэтра Ивана Жолтовского: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры».
Массовая жилая застройка в стиле сталинского ампира велась на Кутузовском, Ленинском проспектах, улице Горького (ныне Тверская), площади Калужской заставы, Фрунзенской набережной и др. В этом же стиле строились дома и в других крупных городах страны.
Кандидат архитектуры, профессор Игорь Казусь заметил: «Кризис конструктивизма, поворот в связи с изменением эстетического идеала общества к использованию классического наследия, окончательно закрепленный несколькими турами грандиозного конкурса на Дворец Советов, формирование новых канонов и образцов, укрепивших авторитет группы мастеров ретроспективного направления, – все это ориентировало заказчиков на непосредственные контакты с избранной группой мастеров, не прибегая к процедуре открытого конкурса, – сформировалась архитектурная элита в качестве опоры власти в реализации ее целей».
Однако расцвет сталинского ампира пришелся уже на послевоенные годы.
Спецпроект: «Дом, который построили мы»