Инициативы общественных объединений могут стать основой для государственных решений
19 октября на площадке III Международного строительного чемпионата с успехом прошел профессиональный трек «Общественные инициативы в строительстве. Могут ли инициативы общественных объединений вырасти до уровня государственных решений». Судя по выступлениям представителей отраслевых объединений, очень многие общественные инициативы стали затем прорывными и стратегически важными документами, законами и решениями.
В стратегическом треке «Общественные инициативы в строительстве. Могут ли инициативы общественных объединений вырасти до уровня государственных решений» приняли участие ответственный секретарь Общественного совета при Минстрое России Светлана Кузьменко, ректор МГСУ Павел Акимов, секретарь Комиссии по ценообразованию ОС при Минстрое России, заместитель руководителя Аппарата НОСТРОЙ Павел Малахов, президент НОТИМ, председатель Комиссии по цифровизации ОС при Минстрое России Михаил Викторов, эксперт Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России Сергей Мирошников, эксперт Комиссии по ИЖС Общественного совета при Минстрое России Константин Пороцкий и др.
Светлана Кузьменко, говоря о работе Общественного совета, отметила, что все его члены пришли сюда не за местом, а для того, чтобы активно работать, продвигать инициативы, направленные на развитие строительной отрасли и повышение уровня жизни граждан страны. Называя главные направления, по которым реализовались значимые для отрасли и граждан инициативы, она особо отметила работу Комиссии по ценообразованию, которую с момента создания возглавляет президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Здесь собрана сильная команда экспертов, ведется мониторинг стоимости строительных ресурсов и вся работа направлена на то, чтобы ценообразование в строительстве перестало быть проблемой, а стало современным инструментом управления при создании объектов капитального строительства. Особо она подчеркнула заслугу Комиссии по обеспечению роста заработной платы строителей – благодаря этой работе норматив зарплаты работника 1 разряда вырос в 2,4 раза, что существенно повлияло на увеличение зарплат в отрасли в целом.
Кроме того, Светлана Кузьменко отметила работу Комиссии по цифровизации, где усилиями Михаила Викторова была сформирована большая и высокопрофессиональная группа экспертов. Через два года при поддержке Минстроя России на базе этой рабочей группы был создан НОТИМ, который объединил ведущих российских разработчиков программного обеспечения для строительной отрасли.
Павел Малахов отметил, что главная задача, которую ставит Антон Глушков перед членами Комиссии – сделать практические шаги, которые принесут практическую пользу отрасли, повлияют на решение кадровой проблемы и позволят достойно оплачивать труд строителей. Собственно, главная цель работы Комиссии, с учетом помощи регионам в переходе на ресурсно-индексный метод ценообразования, наполнения ФГИС ЦС и сокращения разрыва между нормативом заработной платы и реальной рыночной зарплатой, — обеспечить развитие строительного бизнеса, чтобы компании за работу получали справедливую, рыночную оплату по современным выверенным сметным нормативам. НОСТРОЙ, представляя интересы более 90 тысяч строительных компаний, понимает, что без грамотного лоббирования решения самых острых проблем, таких как сметное нормирование, невозможно говорить о развитии отрасли и повышении производительности труда.
Говор о планах, Павел Малахов назвал инициативы, которые будут прорабатываться Комиссией в ближайшее время:
Во-первых, это повышение оплаты труда рабочих-строителей, в том числе для повышения престижа профессии и решения вопроса нехватки отечественных кадров. Можно сколько угодно пропагандировать профессию строителя, но без достойной зарплаты привлечь на стройки кадры, а особенно молодежь невозможно.
Во-вторых, это дальнейшее наполнение ФГИС ЦС по основным ценообразуюшим ресурсам во всех федеральных округах для обеспечения объективного ценообразования. Сегодня в целом по стране во ФГИС ЦС внесена стоимость 10% строительных ресурсов – этого мало для формирования справедливой цены контракта. Первый опыт подключения региональных СРО к наполнению ФГИС ЦС показал, что эту работу следует продолжать.
В-третьих это анализ и контроль ситуации с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов — в настоящее время нормативная стоимость капремонта настолько далека от рыночной, что около 80% госконтрактов на торгах не разыгрываются, потому что на них не выходят подрядчики.
Президент НОТИМ Михаил Викторов напомнил, что шесть лет назад, когда создавалась Комиссия по цифровизации, мало кто представлял, как подойти к этой проблеме, а рассказы о цифровом Сингапуре или Шанхае казались фантастикой. За эти годы все изменилось, и теперь «цифра» стала рабочим инструментом и в России. Конечно, до последнего времени и проектировщики, и градостроители пользовались зарубежными цифровыми продуктами, благо их было много, и они предлагали большое количество решений очень высокого уровня. Конечно, были заявления о поддержке российских вендоров, однако реальная и ощутимая поддержка со стороны государства появилась полтора года назад. Именно на этом фоне создание НОТИМ было логичным шагом по формированию профессиональной площадки, на которой отрабатываются различные нормативные и методологические инициативы, чтобы затем представить их в органы государственной власти. НОТИМ видит свою задачу в продвижении продуктов российских вендоров, а также в поиске и поддержке стартапов в регионах – их очень много, но далеко не все имеют навыки и возможности для рекламного продвижения своих продуктов.
По мнению Михаила Викторова, сегодня одной из самых востребованных инициатив является поддержка и субсидирование со стороны государства покупателей российского софта – на фоне требований государства по переходу на цифру далеко не все проектные и строительные компании потянут милионные затраты на приобретение ПО и обучение персонала.
Эту и многие другие инициативы и проблемы НОТИМ предлагает обсудить на ежегодном Объединенном Евразийском конгрессе «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2023», который состоится в Москве 29-30 ноября в Доме архитекторов России.
Павел Акимов сделал акцент на работе Консорциума строительных вузов, перед которым сейчас стоит задача сформировать современные подходы и учебные программы для подготовки молодых строителей. Консорциум разработал проект Концепции подготовки кадров для строительной отрасли до 2030 года, сейчас он проходит третью стадию рассмотрения и согласования в органах власти, однако решения правительства по возврату к 5-летнему высшему образованию заставляют существенно пересмотреть этот документ. Однако, по мнению Павла Акимова, перевод всех специальностей с 4-летнего на 5-летний срок обучения нерационален, потому что есть специальности, по которым вполне достаточно знаний и навыков приобретается за 4 года. Так что стоит задача более глубоко разобраться в этой проблеме и предложить пути ее решения.
Также участники мероприятия обсудили проблемы развития индивидуального жилищного строительства, модернизации и замены лифтов и развитие градостроительных инициатив.