Главная » Новости отрасли » Сергей Музыченко: «Мы делаем все, чтобы ускорить и удешевить строительство, но без ущерба качеству и безопасности»
8Ноябрь 2022

Сергей Музыченко: «Мы делаем все, чтобы ускорить и удешевить строительство, но без ущерба качеству и безопасности»

За последние несколько лет на федеральном уровне принят целый ряд ключевых решений с целью совершенствования градостроительной деятельности и технического регулирования в строительстве.

В том числе ведется сокращение инвестиционно-строительного цикла, введен институт типового проектирования, значительно уменьшено количество обязательных требований. Обо всем этом в рамках проекта «О чём говорят здания» мы поговорили с заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Сергеем Музыченко.

Сергей Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о приоритетах работы Минстроя России в рамках совершенствования градостроительной деятельности в стране.

Один из ключевых приоритетов в работе министерства — это сокращение инвестиционно-строительного цикла. Проще говоря, мы делаем все, чтобы ускорить и удешевить строительство, но без ущерба качеству и безопасности. Это особенно актуально в сегодняшних условиях санкционного давления и позволит быстрее возводить жилье, важные инфраструктурные, промышленные и социальные объекты, а также увеличивать вклад отрасли в экономический рост страны.

В 2021 году количество административных процедур в строительстве было сокращено в три раза — с 96 до 32. Для всех субъектов Российской Федерации исключена возможность установления региональных процедур, таких как порубочный билет, ордер на земляные работы и пр.

Утвержден исчерпывающий перечень из 989 документов, материалов, сведений и согласований, необходимых при реализации строительных проектов. В текущем году он был дополнительно сокращен до 751 процедуры, и для их прохождения сегодня требуется 1400 дней против 1831 до обновления.

Определен статус рабочей документации, порядок подготовки и внесения в нее изменений. Теперь, если в ходе строительства в рабочую документацию вносятся изменения, не затрагивающие несущие конструкции, то они признаются частью проектной документации. Такое законодательное нововведение прошлого года позволяет вносить и оценивать корректировки в проект без остановки стройки, а также гибко управлять его стоимостью, что в конечном счете будет экономить средства государства или инвестора.

Еще одним важным направлением работы является реализация мероприятий по формированию единой градостроительной политики в агломерациях. Она ведется Минстроем России в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации, а также реализации федерального проекта «Развитие субъектов Российской Федерации и отдельных территорий». Важнейшей задачей здесь является внедрение институтов, которые позволят сформировать единую градостроительную политику, а также оптимизировать число документов и процедур территориального планирования, градостроительного зонирования, исключить дублирование сведений, содержащихся в этих документах.

Насколько я знаю, большая работа проведена и в части сокращения обязательных и избыточных требований в строительстве?

Действительно, Минстроем России проведена масштабная работа по сокращению обязательных требований в строительстве. За последние пять лет их количество было снижено более чем на 90% — с 11 тыс. до 380. При этом должен подчеркнуть, что перевод обязательных требований в добровольные не влияет на качество и безопасность строительства, а наоборот, позволит принимать более гибкие и выигрышные с точки зрения безопасности и качества альтернативные проектные решения. Другой эффект состоит в уменьшении неэффективных издержек. Так, количество разрабатываемых специальных технических условий по сравнению с 2020 годом сократилось на 40%.

Следующим значительным шагом в этом направлении нашей деятельности должно стать принятие подготовленного Министерством законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и в федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».

Этот законопроект эксперты часто называют революционным. Насколько вы согласны с такой оценкой?

Законопроект на самом деле очень важный, но я бы не стал называть его революционным. Наоборот, это закономерное и эволюционное продолжение последовательной работы по сокращению обязательных требований в строительстве и выстраиванию единого и согласованного подхода к нормированию.

Суть подготовленного проекта федерального закона состоит в отказе от утверждения перечня национальных стандартов и сводов правил, применение которых на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В результате будет создан единый перечень нормативных документов в строительстве без разделения на «добровольный» и «обязательный», утверждаемый Минстроем России. Во-первых, это позволит устранить противоречия и дублирование многочисленных нормативно-технических требований, их неоднозначную трактовку, возникающую из-за наличия перечней добровольного и обязательного применения, а также действующих документов, не входящих ни в один из них.

Также законопроект направлен на то, чтобы предоставить вариативность в выборе решений для соблюдения федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также значительно расширить его доказательную базу. Таким образом, строители получат возможность для поиска и реализации наиболее эффективных путей достижения надлежащего уровня безопасности и качества возводимого объекта.

Предложенные изменения должны создать основу для перехода к более прогрессивному параметрическому методу нормирования. О готовности отрасли к этому свидетельствует хоть и уменьшающееся, но все еще большое количество разрабатываемых специальных технических условий. Фактически получается, что строительные организации и так ищут пути достижения требуемого уровня безопасности при отступлении от обязательного перечня, несмотря на возникновение дополнительных затрат.

Утверждение разработанного Минстроем России законопроекта ощутимо снизит регуляторную нагрузку на отрасль и повысит эффективность системы строительного нормирования в решении задач обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Какие еще задачи, кроме оптимизации требований, реализуются в рамках совершенствования технического регулирования в строительстве?

С 2015 по 2022 год в отрасли разработано 632 новых нормативных технических документа и актуализировано еще 677 сводов правил и стандартов. С помощью этих документов мы внедряем в строительный комплекс России новые и более совершенные технологии, а также исключаем старые. Именно таким путем Минстрой России стимулирует в том числе и развитие многоэтажного деревянного домостроения, технологий модульного строительства, расширение области применения стали в строительстве, внедрение в строительство композитной и металлической арматуры.

Разработка и актуализация нормативно-технических документов всегда проводятся с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организуемых Минстроем России в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

Инновации способствуют выведению экономики строительства и строительных процессов на более высокий уровень. Кроме того, они ускоряют строительство, снижают затраты, улучшают эксплуатационные характеристики объектов и обеспечивают большую безопасность, в том числе и экологическую.

В прошлом году введен институт типового проектирования. Расскажите о перспективах его развития.

В 2021 году был введен институт типового проектирования. Проектная документация может быть признана Минстроем России типовой при соблюдении двух условий. Первое — наличие положительного заключения государственной экспертизы. Второе — наличие разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, который построен с применением данной проектной документации.

В этом году институт типового проектирования был расширен понятием типового проектного решения — обособленной единицы типовой проектной документации, которая может быть многократно применена при осуществлении архитектурно-строительного проектирования аналогичного объекта капитального строительства. Благодаря такому нововведению строительные организации могут применять типовые проекты без внесения существенных корректировок в их разделы, связанные с конкретными климатическими, геодезическими и геологическими условиями новой стройплощадки, используя под них подходящие варианты типовых проектных решений.

Также в настоящее время прорабатывается вопрос создания на базе одного из подведомственных учреждений Минстроя России института типовой проектной документации. Планируется, что указанной организацией будет разработана серия типовых проектов различного социального назначения для их дальнейшего многократного применения и тиражирования.

Для того чтобы институт типового проектирования приносил ощутимую пользу для отрасли, нужно решить проблему недостатка типовых проектов, внесенных в государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ). Их количество необходимо увеличить как минимум в три раза — с более чем 830 до 2500.

Типовое проектирование поможет отрасли сэкономить значительные средства и время. Тут, помимо экономии ресурсов, можно выделить и другое немаловажное преимущество. Типовые проекты — это, как правило, хорошо проработанные проекты и в конечном счете более качественная архитектура.

К слову об архитектуре. Не первый год профессиональным сообществом ведется дискуссия по регулированию архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Расскажите о предлагаемой регламентации соответствующих требований в правилах землепользования и застройки.

По результатам проведенных совещаний с профессиональным сообществом Минстроем России подготовлена редакция изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Данными изменениями предлагается ввести понятие «архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства» и закрепить, наряду с применяемыми в настоящее время предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства, требования, определяющие архитектурно-градостроительный облик объекта капстроительства.

Органы местного самоуправления будут вправе определять такие требования в правилах землепользования и застройки в отношении территорий, в границах которых предусматривается согласование архитектурно-градостроительного облика. Данные территории подлежат отображению на карте градостроительного зонирования.

Уверен, что принятие указанных изменений будет способствовать дальнейшему совершенствованию процессов архитектурно-градостроительной деятельности на территории России.

Текст: Елена Серегина

Фото: пресс-служба Минстроя, Викисклад, Freepik

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «О чём говорят здания»: об архитектурном наследии России. Проект создан при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ.

Подписывайтесь на каналы stroyportal33.ru