Главная » Новости отрасли » История зданий » «Тщанием и трудами владимирцев» строилась Богородицкая церковь
10Ноябрь 2021

«Тщанием и трудами владимирцев» строилась Богородицкая церковь

Сегодня мы побываем на окраине древнего Ветшаного города, где находятся наиболее значительный памятник владимирской архитектуры XVII века и здание старейшего в нашем крае учебного заведения.

Текст: Светлана Леонтьева.   При подготовке материала использованы документы Государственного архива Владимирской области, исследования историков Р.Ф.Савиновой, Н.И.Дятловой.

В 1644-1649 годах в  восточной части города Владимира, в древнем посаде,  на месте существовавшей здесь ранее деревянной церкви владимирцы построили новый и очень красивый  пятиглавый храм. Ставили его на свои средства разбогатевшие владимирские посадские люди, выбившиеся в купеческое сословие. Этому зданию, исполненному в архитектурном стиле, который сегодня называют «узорочье», оказалось суждено стать памятником.

 Богородицкая церковь

Благотворители – вот они, известны, их имена высечены в камне, на храмовой стене: «тщанием и трудами Владимирцев гостиной сотни Патрикия, Андрея, Григория Денисовых, детей Родионова со своими племянники да володимерцов посадских людей Василья Обросимова, сына Хмылова, Семиона Иванова, сына Сомова в вечные блага».  Имена зодчих, строителей храма, нам, как это часто бывает,  неведомы.  Но и те, и другие постарались на славу и на века: затейливые формы, обилие декора, живописный силуэт. Именно это является характерными особенностями архитектурного стиля «русское узорочье».  Богородицкая церковь была поставлена красиво: пусть и ниже основных белокаменных соборов XII века, но величаво, не потерялась в городской панораме. Пять больших луковичных глав были хорошо видны даже из-за реки. …Кокошники и кокошнички, нарядное крыльцо, изысканные полукруглые арки колокольни… В целом – радостно и узорчато. В трапезной – печи с изразцами.  Светлое помещение храма украшено  росписью…  В архивном описании записано также, что хороша и акустика: в стенах, как выясняется, сделаны резонаторы.

Забегая вперед, скажем, что в 1923 году Богородицкая церковь была включена в список исторических памятников. Может быть, это помогло выстоять зданию, уцелеть в лихие времена. Хотя даже и имевшийся статус памятника не смог помочь храму спасти одну из своих исторических достопримечательностей:  в 1929 году, во время массового уничтожения колоколов, все же был утрачен  колокол XVII века с надписью о строителях храма.

В советское время в здании был не склад, как во многих других порушенных храмах, но хранилище фондов Владимирско-Суздальского музея-заповедника, а потому опять-таки можно смело сказать: повезло.  К тому же церковь была отреставрирована по проекту архитектора А.В. Столетова, и к началу 80-х годов прошлого века приобрела, как считают специалисты,  практически первоначальный вид.

Сейчас это снова действующий храм: в начале 90-х годов церковь передана общине владимирских старообрядцев. Правда, старообрядческой в старом Владимире была Троицкая церковь, что у Золотых ворот. Это то самое здание из красного кирпича, в котором, как сегодня знает каждый горожанин, располагается Музей хрусталя и лаковой миниатюры. Кстати, владимирские старообрядцы и просили вернуть им Троицкую церковь. Однако был найден компромисс: в здании Троицкой церкви остается музей, Богородицкая церковь передается старообрядческой общине. Так и произошло. Кружевные кресты нарядной Богородицкой церкви заменили на строгие.  Сейчас храм носит название: Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 

На окраине Ветшаного города

Но вернемся в прошлое. Вообще это место в стародавнем Владимире считалось окраиной, окраиной так называемого Ветшаного города, восточной части древнего Владимира. Здесь, в районе нынешней площади Фрунзе, город замыкали валы. И еще, конечно, речка Лыбедь. Где-то здесь стояли и Серебряные ворота. Историки до сих пор точно не знают, где именно они стояли, когда и куда делись, но то, что именно за ними начиналась дорога на Боголюбово – это точно.

Старая Богородицкая церковь в Ветшаном городе, как повествуют архивные документы, ранее была монастырской. В этом месте еще в XII веке был основан Успенский женский монастырь, просуществовавший до 1725 года.

С 1754 года, когда была открыта во Владимире Духовная Семинария, Богородицкая церковь стала семинарской.

А сам город рос, вылезал за свои древние укрепления — земляные валы, кое-где они еще оставались, местами – были срыты. Через город, по бывшей кандальной Владимирке,  прошло Нижегородское шоссе. И в XIX веке центральная улица, Большая,  была разделена на две части.

Западную часть улицы стали именовать Большой Московской, восточную часть (от стен Кремля) — Большой Нижегородской. Большая Нижегородская через Ветшаный город шла, естественно, на восток, в сторону Нижнего Новгорода. В XIX веке улица заканчивалась у берега реки Лыбедь, то есть где-то в районе нынешней площади Фрунзе.

Именно на Нижегородской оказалась старинная Сергиевская церковь, которую владимирцы называли Красной. «На площади стояла церковь Сергия Радонежского, старинная, снаружи выкрашенная красной краской и расписанная образами…», — это из детских воспоминаний В.И. Танеева.

История Сергиевской церкви, издавна стоявшей в Ветшаном городе, может стать особой историей. Сегодня отметим лишь, что церковь была снесена при советской власти, в 1929 году – как мешающая движению по улице Фрунзе (так была переименована Большая Нижегородская) и загораживающая свет.  Во всяком случае, именно таковым было, судя по документам,  обоснование для ее сноса, опубликованное в партийной газете. В 30-е годы прошлого  века были снесены  и еще две церкви, располагавшиеся на бывшей Большой Нижегородской: Богословская и Ильинская.

Да, очень изменилось с годами это место в историческом Ветшаном  городе. Прогресс не остановишь. Воспоминания же из документов XIX века рассказывают нам о небольшом движении по улице и редких экипажах. Впрочем, обозов шло много, но это летом, когда работала Нижегородская ярмарка. А еще, конечно, по улице ходили толпы семинаристов,  ведь семинария — здесь же, рядом, а семинаристов в ней – около тысячи. Каменный ансамбль духовной семинарии – это двухэтажное здание, построенное в 1808 году (архитектор А.Н. Вершинский) и трехэтажное, построенное в традициях позднего классицизма в 1860-1863 годах (архитектор Н.А. Артлебен).  

Сейчас этот каменный ансамбль выглядит по-другому, однако существует:  трехэтажное здание, флигель при нем, построенный в 1867 году, и трехэтажная пристройка XX века.

Подающий надежды

Так случилось, что из владимирской духовной семинарии вышли многие выдающиеся сыны Отечества, люди, ставшие известными по всей России и за ее рубежами.  Математики и врачи, государственные деятели и философы, деятели науки и культуры, мученики  и их гонители, реформаторы и  цензоры.

Назовем лишь некоторые имена людей выдающихся. Тимофей Федорович Осиповский – автор первого русского учебника по математике. Хирург Николай Алексеевич Орлов. Вукол Михайлович Удольский – собиратель и исследователь рукописей и старопечатных книг. К. Тихонравов, многолетний редактор «Владимирских губернских ведомостей», В.Косаткин, исследователь истории города Владимира, В.Доброхотов, автор истории Боголюбовского монастыря,  – люди, которым, в основном, мы и обязаны сегодня  знаниями по истории нашего края. Образование во Владимирской   семинарии   давало семинаристам самые разнообразные знания.

Конечно, мы не можем не вспомнить и Михаила Михайловича Сперанского – реформатора, автора «Свода законов Российской империи», великого государственного деятеля. Его реформа правосудия предполагала гласность, публичность и независимость суда.  Оклеветанный противниками реформ, он  был отправлен в ссылку, а потом обласкан государем, назначен Пензенским, а затем Сибирским генерал-губернатором.  

Сын причетника церкви из села Черкутино Михаила Васильева был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию в 1780 году  и был записан в ней как Сперанский, от латинского слова speranta, то есть подающий надежды. Самый-самый, одаренный, трудолюбивый, скромный, блестящие способности…
Потом он получит свою долю гонений,  высшие государственные награды и титул графа, его будут называть самым светлым умом в России и при этом отправят в ссылку… Александр Пушкин назовет его «гением блага». Лев Николаевич Толстой вывел Сперанского в качестве одного из персонажей романа «Война и мир»: князь Андрей Болконский «увидел в нём разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего её только для блага России».

А сам Сперанский однажды скажет: «…Действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».

На Большой Московской

Мемориальная доска и барельеф в память о выдающемся государственном деятеле Михаиле Сперанском  мы можем увидеть сегодня на здании бывшего епархиального общежития Владимирской духовной семинарии, как раз на том самом трехэтажном здании классического типа, выстроенном в 1863 году. Правда, Сперанский в этом здании не жил и не учился. Он закончил семинарию гораздо раньше, когда данного корпуса еще не существовало, Михаил Сперанский учился в не дошедшем до наших дней одноэтажном флигеле.

Сегодня это историческое здание значится во Владимире по Большой Московской улице. После закрытия семинарии в 1918 году здесь были училище,  школа, потом – художественно-графический факультет Владимирского педагогического университета, сейчас — кафедра дизайна Института искусств и художественного образования ВлГУ,  библиотека ВлГУ.
В общем, в здании по-прежнему находятся учебные заведения.  Ведь по соседству с «худграфом» не менее известные во Владимире Центральные Офицерские курсы ПВО.

Коротко о разном

  • Мемориальная доска в честь М.М.Сперанского во Владимире была открыта 12 ноября 2003 года. Ее автор — владимирский архитектор и дизайнер Евгений Мохорев. 
  • Мемориальные доски в честь Сперанского установлены также в Иркутске – на доме, где жил; в Пензе – на доме, где жил в ссылке; имя Сперанского носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Тюмени, Улан-Удэ, площадь в Иркутске.
  • С 1995 года Российская академия наук вручает Золотую медаль имени Сперанского.
  • В 1901 году в семинарии обучалось 605 воспитанников,  их учили 23 преподавателя,  в фундаментальной библиотеке  насчитывалось свыше 11500 томов.
  • В марте 1906 года семинаристы устроили демонстрацию, протестуя против казни лейтенанта П. П. Шмидта. Для усмирения учащихся была вызвана полиция, пять человек арестовано.
  • Здание семинарского корпуса:  П-образное, с внутренним двором, вытянутое по лицевому фасаду. Вход расположен в центральной части, завершается фронтоном. Весь фасад здания разработан в традициях архитектуры позднего классицизма.
  • Семинария была учреждена в 1750 году  и сначала располагалась в каменном флигеле, не дошедшем до наших дней,  и нескольких деревянных постройках.
Подписывайтесь на каналы stroyportal33.ru