Управление многоквартирными домами — самый социально чувствительный сегмент ЖКХ
Десятилетиями копившиеся в отрасли проблемы находят решение
Сфера жилищно-коммунального хозяйства является, пожалуй, самой социально чувствительной, так как непосредственно связана с обеспечением граждан услугами первой необходимости. Поэтому работа по улучшению качества жизни россиян непрерывно ведется на всех уровнях власти. О ключевых позитивных изменениях в сфере жизнеобеспечения и дальнейших задачах решения острых вопросов в ЖКХ рассказывает депутат Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.
Изношенность коммуникаций будет сведена к минимуму
«Самые позитивные изменения за последние годы произошли в сфере строительства и реконструкции коммунальной инфраструктуры. Все мы помним период 90-х годов, когда были перебои с водой. Сейчас благодаря федеральному проекту «Чистая вода» в стране уже модернизировано несколько сотен объектов, стабилизируется ситуация и в сфере теплоснабжения. Но мы находимся только в начале пути, так как впервые за долгую историю в эту сферу вливается значительное бюджетное финансирование», — рассказывает Светлана Разворотнева.

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин заявил, что на инфраструктурные проекты (в том числе на модернизацию и строительство объектов коммунальной инфраструктуры) в ближайшие 5 лет будет направлено более 3 трлн рублей. В том числе из Фонда национального благосостояния на финансирование инженерных проектов выделяется 150 млрд рублей и из федерального бюджета — еще 280 млрд.
Что касается средств из ФНБ, то соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Программой предусмотрено предоставление долгосрочных займов организациям на обновление в регионах систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений. Это позволит сократить затраты на содержание коммунальных сетей, в том числе за счет снижения их аварийности и повышения энергоэффективности, сократить объемы загрязненных стоков, попадающих в водоемы, а главное, повысить качество коммунальных услуг для людей. Программа призвана запустить реализацию нового механизма государственной поддержки развития регионов и инфраструктурного строительства, в частности, в рамках стратегической инициативы «Инфраструктурное меню». Предусмотрена выдача кредитов регионам на модернизацию инженерных сетей. Средства будут предоставляться Фондом содействия реформированию ЖКХ в виде займов под 3% годовых сроком на 25 лет. Доля средств ФНБ составит до 80%. Это позволит ускорить модернизацию систем ЖКХ и включить в нее больше объектов, а значит, еще больше людей ощутят положительные изменения в сфере жизнеобеспечения.
Прозрачность деятельности повысит доверие жильцов к УК

Качество содержания общего имущества многоквартирных домов, работа управляющих компаний вызывают множество нареканий со стороны собственников жилья. Светлана Разворотнева убеждена, что гражданам необходимо предоставлять выбор: если они не хотят заниматься домом, то смогут передать все заботы по его управлению органам власти. Если же граждане готовы взять на себя ответственность, им необходимо дать реальные рычаги для полноценной деятельности. В первую очередь они должны контролировать расходование тех средств, которые они платят управляющим компаниям, и перечислять их только после того, как работы реально проведены. Они должны не на словах, а на деле стать хозяевами своего общедомового имущества, получить реальное право им распоряжаться. Большую перспективу эксперт видит в стандартизации документов, в том числе в создании реальной (по принципу калькулятора) методики расчета платы за содержание общего имущества, стандартизированной формы отчетности УК и т. п.
Светлана Разворотнева уверена, что прозрачность расчетов граждан с управляющими компаниями будет выше, если расходы на текущий ремонт вынести в отдельную строку в квитанции. «Статьи «Текущий ремонт» и «Содержание» необходимо разделять, т. к. мы не знаем, сколько по каждому дому собрано денег и на что они реально потрачены. Важно ввести госрегулирование, дать собственникам возможность самим выбирать, за что платить, и возможность отказываться от некоторых опций», — считает она.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ, с мая 2015 года УК управлять многоквартирными домами может только на основании лицензии. Однако эта мера не позволила очистить рынок от недобросовестных организаций. К внесению в Госдуму готовится законопроект об изменениях в лицензировании управляющих компаний. Согласно законодательной инициативе, лицензию необходимо будет получать не на право управления конкретным домом, а на предоставление услуг и право работы на рынке. При этом государство сохранит контроль за деятельностью управляющих компаний, а в случае грубых нарушений управляющая компания будет терять право управления не одним домом, а всеми МКД, находящимися у нее в управлении.
Также в осеннюю сессию Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству выйдет с законодательной инициативой, без которой работа сферы управления МКД может оказаться парализована сразу после новогодних праздников 2023 года. Комитет готовит законопроект о переносе сроков продления лицензий управляющих компаний.

Напомним, что Госжилинспекция с 1 мая 2015 года начала выдавать лицензии организациям, управляющим многоквартирными домами. 31 декабря 2017 года в силу вступил закон, который установил срочность лицензий сроком на 5 лет. Таким образом, все лицензии, выданные с 1 мая 2015 года по 31 декабря 2017 года, должны быть обновлены специалистами ГЖИ в один день — 11 января 2023 года. Таких лицензий в 2015 году выдано 5342, за 2016-й — 2863. Законопроектом будет предложено отсчитывать срок начала действия лицензий, полученных с 2015 по 2017 год включительно, поэтапно — начиная с 1 сентября 2018 года, затем 1 января, 1 мая и 1 сентября 2019 года. Это позволит растянуть процесс переоформления и предотвратить паралич системы. На сегодняшний день документ разослан в регионы для внесения предложений.
Еще одной проблемой для жилищной сферы является сложность проведения общего собрания и подделка его протоколов. «Мы подготовили законопроект, который позволит существенно усложнить подделку протоколов, т. к. кворумы в МКД собрать сложно, — отмечает эксперт. — В первом чтении принят законопроект, увеличивший кворум для проведения общих собраний собственников при выборе управляющих компаний. В настоящий момент сменить управляющую компанию можно при обеспечении фактически 25% голосов собственников + 1 голос. Это зачастую приводит к тому, что в доме появляется несколько групп собственников, каждая из которых пытается «протащить» свою компанию. В этом случае мы сталкиваемся с чередой общих собраний, «войной протоколов» и прочими сложностями. После принятия законопроекта кворум для подобных решений будет составлять 50% + 1 голос от всех собственников (а не только от принявших участие в собрании)».
По словам Светланы Разворотневой, крайне важной является оценка реального технического состояния жилого фонда. «Законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (в части технического обследования многоквартирного дома при реализации программы капитального ремонта)» был принят в первом чтении. В настоящее время у нас нет картины, в каком состоянии находится каждый дом. Например, когда ремонтируют крышу, оказывается, что нужно заменять фундамент. Как известно, самый дорогой вид работ в рамках капремонта — замена лифтов, каждый из которых обходится в среднем в 2–3 млн рублей. После роста цен на металл стоимость работ выросла на треть. В 2020 году всего один год через Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам выдавались субсидии на замену лифтов. Помощь была всего 750 млн рублей, но она позволила создать систему факторинга: установка лифтов в кредит и рассрочка оплаты позволили стимулировать процесс их замены. Однако анализ краткосрочных программ субъектов РФ свидетельствует о том, что как минимум половина лифтов, подлежащих замене, в эти программы не была включена из-за нехватки финансирования. При этом мы понимаем всю важность вопроса, ведь это напрямую касается безопасности граждан. Каждый год в разных регионах происходят падения лифтов, в результате чего люди получают травмы, в том числе несовместимые с жизнью. Было бы хорошо, если бы программа стала долгосрочной, даже с небольшим финансированием. Но пока речи о продолжении программы не идет. Одна из самых сложных задач — убедить Минфин продолжить финансирование», — подчеркивает она.
О безопасности эксплуатации газового оборудования в МКД

В прошлом году произошло 6 тыс. происшествий, связанных с эксплуатацией газового оборудования в многоквартирных домах. Даже небольшая и едва заметная утечка газа может привести к катастрофическим последствиям. Среди частых причин взрывов — техническая неисправность газового оборудования, ошибки или невнимательность людей, нарушение правил эксплуатации оборудования.
За внутридомовое газовое оборудование ответственность несет управляющая домом организация. Она обязана заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание ВДГО в случае, если в ее штате нет квалифицированных сотрудников с допуском к таким работам. Внутриквартирное газовое оборудование — зона ответственности собственников помещений, где оно расположено. Именно собственники заключают договоры на техобслуживание ВКГО и следят за его состоянием. Это разделение ответственности за систему газоснабжения в МКД зачастую и становится причиной хлопков газа в квартирах. Для решения этой ситуации еще в 2017 году в Госдуму был внесен законопроект. Депутаты предложили изменить порядок заключения договоров на обслуживание газового оборудования: чтобы один дом заключал один договор с газовой организацией на ВДГО и ВКГО сразу. Следить за надлежащим выполнением договора техобслуживания будет УК. Планируется, что в осеннюю сессию законопроект примут окончательно.

Помимо принятия этого закона, необходимо также поставить на поток установку газоанализаторов в МКД, считает Светлана Разворотнева. «В квартирах нужно устанавливать газовые анализаторы с функцией автоматического отключения подачи газа в случае его утечки. Это является единственным действенным средством по предотвращению аварий. Подобными анализаторами в обязательном порядке оснащаются индивидуальные жилые дома при подключении газа. Там почему-то это недорого и возможно. При этом обязанность по их установке в жилых помещениях многоквартирных домов в настоящий момент отсутствует. Считается, что это дорого, хотя это возможно было бы сделать в рамках тарифа на поставку газа, в рассрочку. Было бы логично, чтобы и осмотры газового оборудования, и установку газоанализаторов, и их обслуживание проводила газоснабжающая организация. Однако сегодня поставщики газа опасаются, что в рамках регулирования тарифа они не получат дополнительный тариф, но при этом на них возложат дополнительные обязанности. Хотя специалисты отрасли говорят о том, что такие решения возможны, и это недорого. Кстати, в регионах такие примеры уже есть. Например, в Московской области начали устанавливать газоанализаторы в муниципальных квартирах за счет бюджетных средств», — отметила эксперт.
«Безусловно, еще многое предстоит сделать для того, чтобы сфера ЖКХ перестала быть источником всеобщего социального напряжения. Радует, что это самое напряжение постепенно снимается благодаря смелым инициативам и реформаторским решениям, которые принимаются сегодня на федеральном уровне», — резюмировала Светлана Разворотнева.
Текст: Лия Гильмутдинова
Фото: пресс-служба ФБУ «Росстройконтроль», Freepik, архив Отраслевого журнала «Вестник»

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «Новая эра в ЖКХ»: о реформировании сферы жизнеобеспечения. Проект создан при поддержке Минстроя России.