Главная » Новости отрасли » История зданий » Владимир в эпоху "Девушки с веслом"
10Январь 2022

Владимир в эпоху «Девушки с веслом»

Сегодня попробуем окунуться в не очень глубокое прошлое, в 30-50-е годы XX века. Что было построено во Владимире в то время?

Текст: Светлана Леонтьева.   При подготовке материала использованы документы Государственного архива Владимирской области, исследования историков Р.Савиновой, Н.Дятловой, рассказы горожан.

Конечно, наш экскурс не претендует на представление полного перечня зданий, архитектурных сооружений и скульптур, воздвигнутых во Владимире в предвоенные и послевоенные годы. Мы остановимся на некоторых, весьма типичных для того времени строениях. Пусть они и не входят в списки охраняемых памятников архитектуры,  но в историю вошли.

Не на пустом месте

Один из владимирских жителей  как-то на встрече в Клубе старожилов рассказывал мне, что в 30-е годы во Владимире практически ничего не строили. Люди жили в поделенных на клетушки домах, оставшихся с дореволюционных времен, жили даже в Золотых воротах – так что их постиранное бельишко, развешанное прямо под аркой ныне знаменитого на весь просвещенный мир памятника архитектуры, могла лицезреть вся Большая Московская. Впрочем, эта улица с 1919 года уже носила имя III Интернационала, а идеология власти Советов призывала граждан ставить общественные интересы выше личных. Потому какое уж тут «частное жилое строительство», когда и само понятие «частная собственность» под запретом? А на государственное строительство нужны деньги, которых у государства всегда мало.

Однако, судя по материалам владимирских историков и краеведов, воспоминаниям горожан,  мы можем сказать, что уж один-то жилой дом на улице III Интернационала в 30-е годы все-таки был построен, большой и многоквартирный, трехэтажный.  Он выстроен на месте снесенного в 30-е годы храма Николы Златовратского, храма, славного и своей историей, и архитектурой. Это дом под номером девять. Во Владимире его стали называть домом для рабочих Грамофонного завода, хотя …жили ли там рабочие? Вопрос не праздный. Судя по разным воспоминаниям, в доме поселились люди вполне достойные, но – не пролетарии, а другие «гегемоны», начальство, советско-партийная номенклатура.

Да и сам Грамзавод, кстати,  возник в 1933 году не на пустом месте, а на базе фабрики под названием «Пионер», которая получила такое имя уже после революции, а «выросла» в свою очередь  из фабрики купца Белова, работавшей здесь с 1911 года. В 40-е годы Грамзавод «засекретили» и стали звать «Почтовым ящиком N50», а известное сегодня всем владимирцам название – «Точмаш» — предприятие  получило в 1966 году. Правда, владимирские старожилы помнят, что «Грамофонным» звали завод в народе долго, а еще его называли …«Шпингалетом», поскольку помимо военной продукции в цехах делали и самые обычные, столь необходимые в быту шпингалеты.

 И еще о народных названиях

«Шпингалет»… Конечно, это не официальное, чисто народное наименование. А вот и еще одно: стиль «баракко».

Это вам не барокко с его архитектурной причудливостью, это минимализм, доведенный до абсурда.  Это бараки, то есть быстро возводимые, дешевые строения. Любопытно, кстати, что этимология слова «барак» (как и понятия «барокко»)  восходит также к языку итальянскому. 

Традиционно бараки возводились и использовались как временное жилье: для солдат, для беднейших рабочих, для военнопленных.  В истории известны больничные бараки и бараки для узников концлагерей. Как правило, барак — это деревянное строение, одноэтажное. Однако бывает и в два этажа.  Когда речь идет о бараке как о жилом строении, надо помнить, что ключевое слово здесь «временное». Но поскольку именно бараки на 10-20-30 семей, были одним из основных типов жилья для рабочих до начала массового жилого строительства в СССР, то есть до начала 60-х годов, часть из них сохранилась до сих пор, в том числе во Владимире.  В одном из таких двухэтажных деревянных домов-бараков на улице Разина как-то пришлось побывать: длинный общий коридор, общая кухня…

Это и есть стиль с ненаучным названием «баракко».

Что такое «сталинка»?

А вот другое народное название отражает другой тип жилья, не основной для того времени, не массовый. «Сталинки». Так в 70-е годы стали называть жилые дома, построенные в 30-50-е годы. Это были дома для привилегированной (в основном) прослойки людей, для людей, обласканных страной.. В этих домах с отдельными (!)  квартирами можно было увидеть и паркетные полы, и «хрустальные» набалдашники дверных ручек, и широкие коридоры. Здесь ёлку, реабилитированную советской властью,  можно было поставить не затаскивая ее в тесный уголок, но прямо в центр комнаты.  И хороводиться вокруг зеленой красавицы. В общем, большой габарит!

 Однокомнатных квартир в «сталинках» мало, но они есть. А вообще-то квартира в таком доме – трех-четырехкомнатная.  Это и сегодня – довольно престижное жилье. Если удастся, конечно, сделать хороший ремонт. Попробуй-ка даже со стремянки достать до потолка! А он в «сталинках» не ниже трех метров!

Впрочем, «сталинки» тоже были разные: «номенклатурные» и «рядовые». Во многих квартирах для начальников предусматривались кабинеты и детские, библиотеки и комнаты для прислуги, просторные кухни, раздельные санузлы, большие комнаты — от 15 до 25, а иногда до 30 квадратных метров, подсобные помещения.

В «рядовых» селили не номенклатуру, а рабочий класс. И это было для трудовых семей, увы, все же не отдельное, а коммунальное жилье на три-четыре семьи. В «рабочих» «сталинках» иногда не было ванных, не было лифта и мусоропровода, отсутствовала горячая вода… После войны стали чаще строить дома с коридорной системой, по типу общежития. Такие здания мы можем видеть во Владимире на улице Горького – и «номенклатурные», и «рядовые».  И дома с башенками,  и дома с лепным декором на фасаде.  Правда, за этим декором сих пор иногда размещаются комнаты общежитий.

Возможно, из-за этого декора на фасадах зданий возникло еще одно народное название: стиль «сталинский вампир». По аналогии со стилем ампир, вероятно… А историки архитектуры считают, что большинство этих домов было построено в стиле неоклассицизма.

О слониках, пионерах  с горнами и «любимых девушках»

Ампир, барокко, неоклассицизм, архитектурные излишества… Каких только терминов и понятий не существовало и не существует в специальной литературе! Но людям, живущим ли в коммунальных квартирах, бараках ли, в полуподвалах или даже в жилье номенклатурном, всегда хотелось уюта. Красоты хотелось! Надо было ставить общественное выше личного, в стране изо всех сил боролись с мещанством, его проявлением считались даже фикусы в квартирах!.. Но люди упорно ставили слоников на диванные полочки. Разводили герань на подоконниках. Фотографировались рядом со скульптурой девушки с веслом. Стоп. Вот как охарактеризовать этот феномен той эпохи – скульптуру девушки с веслом, которая была растиражирована в огромных количествах по всей стране и украшала парки культуры и отдыха во всех городах и поселках?

Термин, конечно, сейчас существует: гипсовый соцреализм.

Считается, что прототипами для создания дешевых гипсовых копий послужили скульптуры Ивана Шадра и Ромуальда Иодко. У Шадра «Девушка», созданная в 1934 году,  была обнаженной, за что скульптора критиковали, у Иодко «Женщина с веслом»  – в купальнике. Растиражированные по стране копии были сделаны под Иодко, одеты, конечно.  В купальники, а иногда, а чаще на них были трусы и майка, их имела и владимирская скульптура.

Их было так много, этих девушек с веслом! Кто сейчас помнит владимирскую? Оказывается, есть такие люди! Горожанин Николай Алексеев сообщил, что «наша любимая девушка» стояла у речной пристани на Ладоге, рядом с лодочной станцией. Гипсовая фигура опиралась на левую ногу, колено правой слегка выдвинуто вперед – почти как у скульптуры Иодко. Правда, Николай Павлович застал девушку в середине восьмидесятых годов прошлого века, тогда у нее уже не было весла в руках, гипс – недолговечный материал, отбили варвары. Не было и ступни одной из ног, высовывалась арматура…

Скульптуру пытались облагородить: неоднократно белили и красили, белой масляной краской. По гипсу. Из-за этого девушка уже казалась неприлично обнаженной, хотя первоначально была «одета» в трусики и маечку. Чтобы скрыть голое неприличие, скульптуру снова покрасили: выкрасили черным цветом трусы…  Увы, ничего не помогло. В конце 80-х годов девушка бесследно исчезла.

Исчезла и скульптура гипсового советского дискобола, красовавшаяся перед Никитской церковью. Исчезла композиция «Материнство», что стояла на смотровой площадке в парке Пушкина.

И гипсовой женщины с голубями в городском парке тоже нет, а ведь то была композиция «Мир». А, может быть, надо было сохранить их, эти фигуры из гипса, не как примеры странного стиля «гипсовый соцреализм», а просто на память? И пусть искусствоведы спорят: китч это или не китч,  дешевка или халтурка, безвкусица или подделка чувств. Наши слоники имеют право на существование.

Любопытно, но место гипсовых фигур тоже пусто не бывает. Так, к примеру, на месте гипсовых пионеров с горнами (тоже типичной скульптуры тех советских годов) сейчас сидят медведица с медвежатами. Это в Курсантском парке, около юридического института.

На Большой Московской

В центре Владимира, в исторической его части, стоит весьма внушительное здание, которое многие гости Владимира зачастую склонны отнести к позапрошлому веку.  Но владимирцы знают, что здание обласного УВД построено в советское время, а именно – в 40-е годы прошлого столетия, после войны.  И оно тоже образец советского помпезного классицизма.  Колонны, маски в виде львов, декор…

Кстати, поставлено оно тоже не на пустом месте. На этом месте в старом Владимире находились два здания: дом Александринского детского приюта, основанного в 1944 году, и дом помещика Вевера, длинное красное здание с цветником.

Известно, что здание УВД строили немецкие военнопленные. И не только его.

За Юрьевской заставой

За Юрьевской заставой в начале XIX века по сути кончался город. Перед заставой стояло первое высотное здание во Владимире, красивое здание больницы Красного креста, выстроенное по проекту и под руководством титулярного советник Шерера. А за двумя каменными столбами заставы начинала свой тихий разбег Юрьевская улица. Домов на ней было немного, но был огромный пустырь. Здесь же располагались стрельбища, оружейные склады, владимирский ипподром, на котором устраивались бега…

В 1928 году Юрьевская была переименована в улицу Горького, а в 40-е годы здесь, за Лыбедской стороной, на Всполье и дальше, началось большое строительство, в том числе жилое. А начало ему положило, безусловно, строительство тракторного завода. И в его строительстве, и в строительстве жилых домов – «сталинок» номенклатурных и рядовых – принимали участие немецие военнопленные.  Этот район Владимира стали называть новым центром, а затем – административным центром. Но эти именования  как-то не прижились. Поскольку владимирцы полюбили улицу Горького, и всю прилегающую к ней территорию стали называть просто: «район улицы Горького».

На улице, конечно, выделяется своей архитектурой советского классицизма (в литературе есть разные мнения, иногда этот стиль называют «сталинский классицизм», а то и «социалистический реализм») здание бывшего Дворца культуры тракторного завода, а ныне – Городского дворца культуры. Некоторые считают, что оно даже чем-то похоже на здание бывшего Дворянского собрания в исторической части города. Ну разве что декор другой:  в качестве «архитектурных излишеств» под крышей Дома культуры встали рабочий и колхозница – символические скульптурные фигуры эпохи девушки с веслом.

Об архитектурных излишествах

Осенью 1955 года ЦК КПСС было принято постановление«Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Оно было опубликовано в газете «Правда», и началась новая эпоха: борьбы с излишествами: портиками, пилястрами, колоннами, арками. В постановлении говорилось:

«Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что значительная часть жилых, гражданских зданий и большая часть промышленных зданий строятся все еще по индивидуальным проектам, что является одной из главных причин, порождающих излишества.
Несмотря на бесспорную технико-экономическую целесообразность строительства по типовым проектам, многие министерства и ведомства считают разработку типовых проектов второстепенным делом и не выполняют планов типового проектирования».

А вскоре началась и эпоха массового жилищного строительства, ей мы обязаны появлением домов, которые в народе потом стали называть «хрущевками». Споры об этих домах не прекращаются и по сей день. Одни считают, что квартиры в них – позор и безобразие, другие – что людям, придумавшим такой поворот дела в нерешаемом годами пресловутом квартирном вопросе, надо ставить памятники. Но это уже немного другая история.

Разные факты


          * Автором проекта первых «хрущевок» является советский инженер-строитель Виталий Павлович Лагутенко, дед музыканта Ильи Лагутенко.

  • По данным Всесоюзной переписи населения, в 1939 году во Владимире проживало 66800 человек. Через 30 лет, в 1959 году, население Владимира насчитывало 151724 человека.
  • Одним из культурных сорружений Владимира, построенных в стиле социалистического реализма,  является также Дом культуры молодежи, что на улице Мира. Он был построен на излете 50-х, в 1958 году, как Дом культуры Владимирского химического завода по вполне типовому и популярному  для того времени проекту архитектора Барташевича.
  • В 50-е годы начал застраиваться и район «Марьинки». Улица с 1967 года по сей день  называется именем Белоконской, хотя до этого 10 лет имела название  Целинной, а еще раньше ее звали именем Лысенко. Почему в древние времена эту территорию называли Марьинкой? В месте, где сейчас проходит улица Белоконской, в древние века находилось имение супруги Великого князя Владимирского Всеволода Большого Гнездо, чешской принцессы, которую на Руси называли Марией, а ее имение под Владимиром – Марьинкой.
  • Одним из самых красивых домов, построенных во Владимире в 30-е годы прошлого века, считается дом 3 на Большой Нижегородской улице.

  • На территории нынешнего Городского парка, который в 1959 году назвали именем 850-летия города, а сейчас зовут  Центральным, в 1957 году  состоялось открытие первой в области выставки достижений народного хозяйства.
  • В 1949 году методом народной стройки начали возводить стадион «Торпедо».  На месте главного входа на стадион в старом Владимире располагался дом вдовы поручика Рогозина. Судя по исследованиям владимирских краеведов, в этом доме некоторое время жил Александр Герцен, в конце 1839 — начале 1840 года.
  • Считается, что срок службы для сталинок довоенного периода составляет 125 лет, для сталинок послевоенного периода —  150 лет.
  • Скульптура «Девушка с веслом», установленная  в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького в Москве, была разрушена в  1941 году из-за прямого попадания бомбы.
Подписывайтесь на каналы stroyportal33.ru