Я б в строители пошел – кто меня научит?
О том, что строительной отрасли не хватает кадров, сегодня доносится из каждого «утюга». Но вот вопрос – где их брать и как доказать молодежи, что строитель – это почетно?
В рамках форума «Строим будущее России вместе» состоялся круглый стол «Я – строитель будущего». Мероприятие было организовано Минстроем России, Общественным советом при Минстрое России и НИУ МГСУ.
Сегодня выстраивается такая система образования, когда необходимо прививать интерес к профессии чуть ли не с детского сада. Раньше была преемственность поколений, но теперь приходится доказывать, насколько важна профессия строителя, а ее престиж неумолимо падает.
Как рассказал председатель Комитета ТПП по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин, сегодня в строительной отрасли занято 11 млн человек – это 15% от общего количества работающих в стране. При этом количество специалистов в отрасли, имеющих высшее образование, снизилось за последние десятилетия в 1,5 раза, в то время как доля сотрудников пенсионного возраста выросла. Кроме того, за 30 лет было утеряно много учебных заведений как высшего, так и средне-специального строительного образования. И все это на фоне того, что к 2030 г. в рамках цифровой трансформации в отрасль необходимо привлечь от 700 тыс. до 1,5 млн специалистов различных квалификаций, в том числе около 100 тыс. специалистов с высшим образованием. А для этого уже сейчас нужно повышать качество условий труда и престижа профессии.
Для этого, как известно, семь ведущих строительных вузов страны объединились в Консорциум, и в него включились НОСТРОЙ, НОПРИЗ и Общественный совет при Минстрое России. Его главная цель – развитие кадрового потенциала отрасли и непрерывного образования – от школы до вуза по собственной уникальной системе.
Вовлечь в отрасль
В строительстве есть уникальный проект, которого нет ни в одной другой отрасли. Он объединил работодателей и образовательную систему – это проект «Я – строитель будущего». Как рассказала помощник министра строительства и ЖКХ России Светлана Кузьменко, проект направлен именно на профориентацию. А в мае 2021 г. в соответствии с Указом Президента он был включен Правительством в план мероприятий десятилетия детства в России и официально стал подконтролен Минстрою.
Сегодня расширяются его цели и задачи, к середине марта подготовится новый паспорт проекта. Так, планируется тиражировать аппробированные программы, создать новые проекты на всероссийском уровне. В частности, было предложено разработать всероссийскую олимпиаду школьников по строительным наукам. Кроме того, разрабатываются материалы для квизов для школьников с выходом на всероссийский финал и др. Все это, чтобы привлечь внимание детей к профессии. А по проведенным среди школьников опросам, лишь 4-5% рассматривают в будущем строительную отрасль для работы, а единственная относящаяся к отрасли профессия – это архитектор.
Как подчеркнула Светлана Кузьменко, за 2022 г. было проведено 62 мероприятия в рамках проекта. И уже несколько лет проводится конкурс на лучший детский вопрос строителю. В прошлом году в нем приняли более 1,5 тыс. детей из 62 регионов, а в апреле стартует новый конкурс. Также создан Детский общественный совет, в который входит более 35 детей в возрасте от 7 до 16 лет из 12 регионов.
Минстроем для детей проводится много мероприятий, и им это интересно. Есть идея все мероприятия систематизировать и объединить в одном месте в соответствии с возрастом и направлением интересов, а также дать возможность собрать профессиональное портфолио для поступления в вуз или колледж. Эта идея уже одобрена Минстроем России.
Так, под эгидой проекта «Я – строитель будущего» создается профпроект, который даст возможность не только получать знания, но и принимать участие в конкурсах, мероприятиях и олимпиадах, а также накапливать бонусы в личном кабинете ребенка. Ключевая задача – создать систему перевода этой активности в реальные баллы и портфолио, которые будут учитываться при поступлении в колледжи и вузы. Первым конкурсом на платформе должна стать молодежная часть конкурса «ТИМ лидеры».
Как рассказал в свою очередь президент НОТИМ Михаил Викторов, в рамках проекта «Я – строитель будущего» идет упор на реально работающие практики крупных холдингов. Так, например, у «Аметист Групп» есть наработанная база, благодаря которой холдинг с помощью собранных на своей площадке дронов последние 6 лет ведет всю лазерную съемку Москвы. Здесь есть отработанные алгоритмы обучения работе операторов дронов. Так и появилась идея обучить детей, которые сегодня умеют обращаться с дронами-игрушками, более серьезным навыкам по управлению дронами для различных строительных работ. В результате ученик научится работать и с дроном, и с информацией, получаемой дронами, как с облаком точек.
Второй мастер-класс – вовлечение школьников в современные технологии для создания 3D-моделей зданий и сооружений. Познакомив детей с миром 3D-моделирования и научив их работать в отечественном ПО, можно в итоге научить их формировать простую информационную модель индивидуального одноэтажного дома.
Третье направление – «ТИМ по полочкам». Это некий интерактив для детей, заинтересованных в IT-профессиях в строительстве, в виде командной игры с применением инструмента сравнения модуля Exon.BIM. Так, в игровой манере, дети освоят основы ТИМ.
Из вуза – на стройку
О том, как происходит обучение на следующей «ступени», рассказала проректор по воспитательной и молодежной политике НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова.
Иногда вуз опаздывает за новыми технологиями, а образовательный процесс не успевает дополниться новыми программами. В частности, сейчас крайне востребовано все, что касается soft skills и IT. А в прошлом году студенты 2-3 курса, получившие образование «цифровой инженер ПТУ», были приняты на стройки Москвы в качестве инженеров. Так рынок сам определил необходимые компетенции.
В рамках молодежной политики в вузе проводится много различных мероприятий, а за счет того, что здесь представлены абсолютно все специальности отрасли, во время командной игры есть возможность организовать формирование полного жизненного цикла любого объекта. Кроме того, проводится обучение реальным задачам от работодателя и тем отечественным цифровым продуктам, которые позволяют их решать. В результате все старшие курсы параллельно трудоутроены в строительных компаниях. Стройка – это не только прикладная часть, но и информационная. А цифровизация отрасли позволяет совмещать и обучение, и работу.
Примечательно, что когда вуз решил обучать студентов отечественному ПО, ни от одного вендера не поступило отказа, и все бесплатно предоставили все необходимое, понимая, что именно эти студенты и придут к ним на работу. Только так, воспитав студентов в неформальном общении вместе с вузом, можно привлечь молодежь в отрасль.