Главная » Новости отрасли » АРХИБУМ » СВЕТИЛА ГУБЕРНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
6Октябрь 2021

СВЕТИЛА ГУБЕРНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В начале октября каждый год отмечается Всемирный день архитектуры. Это не просто профессиональный праздник, это дань уважения к труду архитекторов, признание их работы, которая представляет собой сочетание науки и искусства, а также той важной роли, которую играет архитектура в жизни людей.

Именно по этому случаю «Строительный портал 33» открывает новую серию публикаций, посвященную зданиям и улицам Владимира. И, конечно же, тем людям, которые строят их — вот уже более тысячи лет!

А открыть новую историческую рубрику мы решили рассказом о дореволюционных архитекторах губернской столицы, и — о вкладе, который они внесли в сокровищницу рукотворных красот Владимирской земли.

Кто же стал авторами регулярной застройки Владимира? Имена древних строителей белокаменных шедевров навсегда остались похороненными в многовековой истории, а вот архитекторов губернского Владимира мы можем назвать.

В 19  веке, когда храмы в городе строили уже только каменные, при составлении проектов рекомендовалось сохранять «вкус древнего византийского зодчества». Эти рекомендации шли от столичного архитектора Константина Андреевича Тона, архитектора московского храма Христа Спасителя. Он в 1839 году разработал чертежи-проекты церквей, по которым и строили, в том числе в провинциальных городах.  Эти проекты считались образцовыми.

Архитектор и сам работал в русско-византийском стиле, что очень нравилось императору Николаю I. Среди наиболее известных оригинальных построек самого Тона – не только храм Христа Спасителя, но и соборы в Томске, Красноярске и других городах России.

Константин Тон занимался изучением архитектуры и истории Владимирского края,  в 1859 году выполнил проект реставрации монастырского собора Рождества Богородицы во Владимире, совместно с Д.Корицким осуществил реставрацию самого Богородице-Рождественского монастыря.

А во Владимире в середине 19 века, например, трудился замечательный архитектор,  реставратор, историк и археолог Николай Андреевич Артлебен. Он и родился во Владимире. После обучения в Московском дворцовом архитектурном училище с 1851 года работал в городе архитектором – сначала во Владимирской казенной палате, затем епархиальным архитектором.  До своей кончины в 1882 году служил в Строительном отделении Владимирского губернского правления.

В 1873 году по заданию губернского строительного комитета Артлебен составил проект реставрации Золотых ворот. Выполнил реставрацию Успенского собора и издал по этой теме монографию, за что получил на Политехнической выставке 1872 года Золотую медаль. А труд Н. А. Артлебена «Древности Суздальско-Владимирской области, сохранившиеся в памятниках зодчества в пределах Владимирской губернии» был удостоен в 1881 году большой серебряной медали Российского археологического общества.

Генеральный план прибазарной площади Владимира в 1792 году составил владимирский губернский архитектор Иван Чистяков. 

Владимирским губернским архитектором в 1820-30-е годы был Евграф Петров. По его проекту была возведена колокольня в Княгинином монастыре (не сохранилась до наших дней).

В конце 19 – начале 20 века  во Владимире работал архитектор Петр Беген.

По его проекту в так называемом псевдорусском стиле было  построено здание владимирского музея. И здание, и сам музей существуют до сих пор.

Руководителем проекта и строительства железной дороги был  француз Жакелин; на 1 участке (Москва-Владимир) работами руководил инженер Жюто, на 2-м (Владимир-Н.Новгород) – инженер Пеллиссон.

И, несмотря на то, что железная дорога, к сожалению, отрезала старинный город от реки Клязьмы, Владимир, по мнению тогдашних обозревателей «Владимирских губернских ведомостей», производил «романтическое впечатление».

Текст: Светлана Леонтьева, фото из архива и Михаил Язынин