Выполнение стратегий и нацпроектов полностью зависит от квалифицированных кадров
Нулевой цикл в работе по подготовке собственных современных строительных кадров в России пройден, завил 17 августа замглавы Минстроя Сергей Музыченко в ходе совместного заседания Комиссии по вопросам профессионального образования и Комиссии по СРО Общественного совета при Минстрое России.
Мероприятие прошло в НИУ МГСУ в рамках Всероссийского форума с международным участием «Роль строительного образования и науки в обеспечении технологического суверенитета Российской Федерации» под председательством Ефима Басина и Михаила Посохина.
Решение кадрового вопроса — это важнейшее направление для реализации целей нацпроекта, отметил замглавы Минстроя России. По его словам, если не наладить нормальную работу по подготовке кадров и, самое главное, по сопровождению этих кадров на всем профессиональном жизненном цикле, будет сложно в установленные сроки обеспечить жильем 5 млн человек в год и выполнить все инфраструктурные проекты. «Эти задачи в ближайшее время лягут в основу дорожных карт, которые мы планируем реализовывать и позволят нам вовлечь в профессию и обеспечить присутствие квалифицированных кадров», — пояснил Сергей Музыченко, открывая заседания комиссий Общественного совета.
Помощник министра, ответственный секретарь Общественного совета Светлана Кузьменко отметила важность вопросов, которые вынесены на заседание. «Комиссия по профобразованию обсуждает проблемные темы подготовки кадров, предлагает решения ведомству и отраслевому Консорциуму. В целях популяризации строительных профессий и проекта «Я-строитель будущего» комиссия планирует проработать и ввести дополнительный балл для ребят, которые активно вовлечены в проект ЯСБ. Мы будем стремиться к этому вместе с вузами консорциума».
Проект Концепции представил ректор НИУ МГСУ Павел Акимов: «Работа над концепцией началась с весны этого года, было много обсуждений. Рамочный документ готов и сейчас сделан первый вариант дорожной карты». По состоянию на май 2022 года в отрасли функционирует более 391 тысяча строительных организаций, объем работ составляет 10.8 триллионов рублей, количество занятых более 6.2 миллиона человек. Введенные против Российской Федерации санкционные ограничения, сворачивание взаимодействия с западными странами требуют нового вектора стратегических управленческих решений, способных резко нарастить интеллектуальный потенциал и инженерные компетенции российского строительного комплекса. За последнее десятилетие обеспеченность строительных организаций специалистами, имеющими необходимые компетенции, снизилась почти в 1.5 раза, по различным оценкам, дефицит инженерных кадров и других специалистов с высшим профильным образованием в отрасли составляет свыше 100 тысяч человек. Существенна нехватка квалифицированных специалистов рабочих специальностей – более 80% рабочих не имеют профильного СПО.
В целом, для достижения национальных целей необходимо дополнительное привлечение от 1 до 2 миллионов работников различной квалификации. При этом ежегодный выпуск составляет до 30 тысяч человек по программам высшего образования и до 45 тысяч человек по программам подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих. «Основной выход из складывающейся ситуации связан с опережающими автоматизацией и роботизацией в строительстве, развитием мехатроники. В этих условиях важнейшей задачей становится адекватная оценка требуемого уровня цифровизации, автоматизации, численности и уровней подготовки кадров, с учетом того, что ускоренная цифровизация хозяйственной и социальной жизни все более обостряет спрос на цифровые компетенции работников, роль которых в новых условиях значительно возрастает. С одной стороны очевидна, в частности, потребность в том числе в специалистах – операторах, обслуживающих соответствующий парк техники, заменяющей ручной труд, в постановщиках задач и разработчиках прикладного программного обеспечения, с другой – процессы цифровизации в сфере труда и профессионального образования пока не синхронизированы. Для реализации Концепции будут использоваться программно-целевой и проектный подходы. Комплексы мероприятий, направленных на достижение целей и задач Концепции, будут предусмотрены в структуре государственной программы «Строительство», в «дорожных картах» координации и развития строительного образования, проектах и программах развития профильных образовательных организаций», — отметил Павел Акимов. Он сообщил, что документ скоро будет опубликован.
Артем Шадрин, гендиректор АНО НАРК, подчеркнул в своем выступлении, что образовательные программы должны соответствовать стандартам профобразования. Необходимо также обеспечивать контроль качества входа специалиста на рынок и это теперь можно обеспечить в том числе за счет независимой оценки квалификации. Он подчеркнул, что в стране реализуется множество программ, которые могут помочь повысить качество и актуализировать подготовку кадров в сфере строительства и ЖКХ. Так, например, более 16 тыс. педагогов переобучил Иннополис по программам цифровых компетенций. Ещё одна эффективная программа, которая касается в том числе и строительного направления, «Профессионалитет». Выделяется 100 млн руб. на поддержку производственных кластеров, где можно переобучать, апробировать программы и контролировать качество обучения. «То есть первое направление – использовать уже реализуемые программы поддержки подготовки кадров. Еще одно направление — поддержка работодателей, которые поддерживают среднее специальное образование, а также привлечение работодателей к формированию образовательных программ», — отметил эксперт.
Руководитель Комиссии по СРО, президент НОПРИЗ Михаил Посохин в своем выступлении заострил внимание на том, что система образования чаще всего растит индивидуума, а нужно растить члена команды, человека, который в строительном проекте должен уметь взаимодействовать со всеми другими исполнителями. Сегодня молодежь также настроена на очень узкую задачу, и без производственной, проектной практики и взаимодействия трудно стать специалистом и членом команды. «Поэтому мы предлагаем создание на базе высших учебных заведений полнофункциональных научно-производственных проектно-инжиниринговых предприятий. В целом наше предложение поддержал Минстрой России», — отметил Михаил Посохин.
Эта работа уже началась в некоторых университетах Отраслевого консорциума «Строительство и архитектура». В НИУ МГСУ создан Научно-исследовательский институт проектирования, выполняющий проектные работы по внешним заказам. В настоящее время ведется подготовка к открытию студенческого проектного бюро полного цикла, на базе которого планируется выполнение студентами разных образовательных программ реальных проектов по заказам предприятий строительной отрасли при участии специалистов-практиков. Более миллиарда в целом зарабатывает вуз в результате такой деятельности в год. Проектный институт «Сибстринпроект» является подразделением Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин)», где создана и успешно функционирует современная инфраструктура научно-технической деятельности, позволяющая решать исследовательские задачи и осуществлять комплексное архитектурно-строительное и технологическое проектирование объектов нового строительства и реконструкции объектов промышленного и гражданского назначения любого уровня сложности. В работе проектного института принимают участие студенты университета.
Чтобы запустить аналогичную работу по всей стране предлагается организовать рабочее совещание с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, членов Консорциума, Общественного совета при Минстрое России и представителей НОПРИЗ для разработки плана мероприятий по запуску пилотного полнофункционального научно-производственного проектно-инжинирингового предприятия на базе одного из вузов Консорциума.
Проректор НИУ МГСУ Гузалия Фазылзянова рассказала о том, что в НИУ МГСУ разработана Молодежная политика в рамках Консорциума. «Это также способствует подготовке кадров, популяризации профессии, вовлечение в отрасль молодежи. Мы активно общаемся с молодёжью, молодежь друг с другом. Мы создали медиасреду для студентов вузов консорциума. Учим их быстро адаптироваться к задачам в рамках профессиях. У нас открыта цифровая школа, учим реализовывать стартапы. Причем даем не только цифровые компетенции, а знания в управлении проектами и так далее. Так, наши ребята, как показала практика работы в стройотряде, очень быстро адаптируются и начинают выполнять функции управления проектами в цифровых программах», — рассказала проректор. Она также привела перечень конкурсов, в которых участвуют студенты, а также отметила успешный опыт работы со строительными компаниями, ведомствами и институтами развития.
Свое мнение о развитии системы профессионального образования в области строительства и ЖКХ, взаимодействия в этом направлении с вузами стран ЕАЭС высказали вице-президент НОПРИЗ, вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров, представитель Национальной ассоциации профессионалов кадрового обеспечения в строительстве и промышленности Сергей Быстров и другие участники мероприятия.
Исирчник: Общественный совет Минстроя России